Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И.
судей: Великановой А.В, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9927/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчиков ФИО8. на решение 26 гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление Музыки Н.И. к Отделу вневедомственной охраны на комплексе " "данные изъяты"" - филиалу Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" (далее - ОВО на комплексе " "данные изъяты"") и Федеральному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ по МО") о взыскании доплаты к заработной плате.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Музыка работает в ОВО на комплексе " "данные изъяты"" в должности аналитика группы организационно аналитической работы ОВО на комплексе " "данные изъяты"". С 1 января 2021 г. выплата должностного оклада, надбавок стимулирующего и компенсационного характера к должностному окладу, а также премиальные выплаты производятся ей из расчета увеличенного на 50 процентов должностного оклада. Однако в период работы с 1 сентября по 31 декабря 2020 года заработная плата ей начислялась и выплачивалась исходя из должностного оклада, увеличенного на 50 процентов, но стимулирующие и компенсационные выплаты произведены без учета увеличения должностного оклада на 50 процентов.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнённых требований, просила взыскать с ФГКУ "УВО ВНГ по МО" в лице ОВО на комплексе " "данные изъяты"" невыплаченную заработную плату за период 1 сентября по 31 декабря 2020 года в размере 61 900 руб. 15 коп. из расчета повышенного на 50 процентов должностного оклада.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что истцу с 1 января 2021 г. произведен перерасчет стимулирующих и компенсационных выплат с учетом повышенного на 50 процентов должностного оклада. Перерасчет произведен в соответствии с указанием и по поручению Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 1 марта 2021 г. N 200/26-3185, которое для ФГКУ "УВО ВНГ по МО" является обязательным.
Считает, что повышение окладов, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 для отдельных категорий работников, в том числе для работников учреждений войск Росгвардии, не образует новые должностные оклады.
В названном постановлении Правительства РФ и в приказе Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 отсутствуют прямые указания об исчислении надбавок и дополнительных выплат, исходя из размера увеличенного должностного оклада, а исчисление ответчиком указанных выплат с 1 января 2021 г. с учетом увеличенного на 50 процентов должностного оклада не свидетельствует о правомерности такого исчисления.
Отмечает, что размер оклада истцу установлен в соответствии с приказом Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 и он выплачивался с увеличением на 50% в силу требований постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122, а стимулирующие и компенсационные выплат исчислялись исходя из штатного оклада, ввиду отсутствия указания в нормативных актах на то, что увеличение должностного оклада на 50 процентов образует новый должностной оклад.
Обращает внимание на то, что истец в 2015 году обращалась в 26 гарнизонный военный суд с требованиями обязать ответчиков произвести перерасчет и доплату к ранее выплаченной заработной плате с учетом повышенного оклада, в удовлетворении которых ей было отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, указывая, что должностной оклад с повышением на 50 процентов фактически устанавливает самостоятельный, повышенный размер оклада, что должно быть учтено при начислении выплат стимулирующего и компенсационного характера, исчисляемых в процентном отношении к размеру оклада.
Отмечает, что по ее жалобе прокуратурой г. Реутова Московской области проведена проверка по факту нарушения ответчиками трудового законодательства, по результатам которой установлено, что ФГКУ "УВО ВНГ по МО" нарушены права гражданского персонала Росгвардии, размещенного на территории космодрома " "данные изъяты"" и г. "данные изъяты", выразившиеся в неисполнении требований постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 по установлению полуторного оклада с 11 февраля 2017 г.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 144 ТК РФ следует, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Согласно п. 1 Положения Об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583, с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
На основании п. 8 данного постановления Правительства РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации издан приказ от 9 декабря 2019 г. N 398 "Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - приказ Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398), которым утверждены размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации, а также определены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации (приложения N 1, 3, 4).
Согласно приложениям N 3, 4 к данному Приказу, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок и доплат, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 7 постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Байконуре, и членов их семей" гражданскому персоналу органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации и Государственной противопожарной службы, размещенных на территории космодрома "Байконур" и г. Байконура, должностные оклады (тарифные ставки) установлены с повышением на 50 процентов.
При этом указанные постановление Правительства РФ и приказ Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 не содержат запрета на исчисление выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу Росгвардии с увеличенного на 50 процентов должностного оклада, как, к примеру, об этом было указано в ранее действовавших п.п. "б" и "в" ч. 1 этого же постановления Правительства РФ, которыми были установлены соответствующие ежемесячные надбавки военнослужащим к окладам по воинским должностям без учета увеличения их в полуторном размере.
Таким образом, гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации, работающему на территории космодрома " "данные изъяты"" и г. "данные изъяты", установлены должностные оклады с повышением на 50 процентов, в связи с чем все выплаты компенсационного и стимулирующего характера подлежат исчислению от сформированного должностного оклада, то есть с учетом его повышения на 50 процентов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 2 декабря 2013 г. между Музыкой и ОВО Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" в лице начальника данного отдела заключен бессрочный трудовой договор с испытательным сроком три месяца. Согласно трудовому договору, работнику установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием.
Как следует из дополнительного соглашения от 5 марта 2021 г. к трудовому договору от 2 декабря 2013 г, работнику выплачивается заработная плата, состоящая из должностного оклада с повышением на 50 процентов, а также выплаты стимулирующего характера: ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, ежемесячная надбавка за работу в районе экологического кризиса, ежемесячная премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей и районный коэффициент.
При этом в спорный период (с 1 сентября по 31 декабря 2020 г.) истцу производился расчет и выплата компенсационных и стимулирующих выплат к окладу по занимающей должности без учета его повышения на 50 процентов.
Судом первой инстанции принято во внимание, что письмом из Управления Центрального Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа войск национальной гвардии от 1 марта 2021 г. (л.д. 162, 163) начальнику Главного управления Росгвардии по Московской области и начальнику ФГКУ "УВО ВНГ России по Московской области" предписано обеспечить в срок до 3 марта 2021 г. перерасчет заработной платы работникам ОВО на комплексе "Байконур" с учетом повышения окладов, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122.
Кроме того, согласно письму из того же Управления от 19 февраля 2021 г. (л.д. 27-29), повышение должностных окладов на 50 процентов, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122, образует новый оклад и применяется при расчете компенсационных и стимулирующих выплат, исчисляемых от оклада работника.
Исходя из приведенных правовых норм и обстоятельств дела, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на получение компенсационных и стимулирующих выплат за спорный период в виде установления должностного оклада с учетом повышения на 50 процентов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122, является верным.
По поводу расчёта суммы иска у сторон возражений не возникло.
При таких данных судебная коллегия находит правильным вывод гарнизонного военного суда о необходимости взыскания с ответчиков в пользу истца спорных денежных средств, а соответствующие доводы апелляционной жалобы отвергает как несостоятельные.
Что касается ссылки в апелляционной жалобе на материалы гражданского дела N 2-2615/2015, по которому 26 гарнизонным военным судом вынесено решение от 10 июля 2015 г, то она является необоснованной.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из названного решения суда, копия которого имеется в материалах дела, следует, что предметом рассмотрения по гражданскому делу действительно была невыплата истцу заработной платы с учетом повышенного должностного оклада. Однако эта невыплата имела место за иной период, а также когда ОВО на комплексе " "данные изъяты"" являлось подразделением МВД России, ведомственными нормативными актами которого был определен порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Поэтому решение 26 гарнизонного военного суда от 10 июля 2015 г. не может быть применено для разрешения спора по данному делу в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ и служить основанием для признания обжалуемого представителем ответчиков судебного акта незаконным.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 г. по иску Музыки Натальи Игоревны к Федеральному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" и его филиалу - Отделу вневедомственной охраны на комплексе " "данные изъяты"" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчиков ФИО9 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.