Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9881/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчиков ФИО8 на решение 26 гарнизонного военного суда от 17 ноября 2021 г, которым удовлетворен иск ФИО9 Натальи Евгеньевны к Федеральному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" (далее - Управление) и Отделу вневедомственной охраны на комплексе " "данные изъяты"" - филиал Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" (далее - ОВО на комплексе " "данные изъяты"") о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО10 обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ответчиков в её пользу 108 624, 53 руб. Свои требования истец мотивировала тем, что работает начальником финансово-экономического отделения ОВО на комплексе " "данные изъяты"". На основании постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме " "данные изъяты"" и в г. "данные изъяты", и членов их семей" ей установлен должностной оклад с повышением на 50 процентов, однако в период с сентября по декабрь 2020 г. выплаты компенсационного и стимулирующего характера, установленные к окладу в виде надбавок и доплат, производились без учёта увеличения оклада. В связи с этим за указанный период ей не доплачены денежные средства в названном размере.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что на основании распоряжения Управления Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 1 марта 2021 г. N 200/26-3185 с 1 января 2021 г. стимулирующие и компенсационные выплаты производятся истцу с учётом повышенного должностного оклада. Вместе с тем считает, что повышение оклада, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 для гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации, не образует новые должностные оклады. Размер оклада установлен истцу в соответствии с приказом Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 с учётом профессиональных квалификационных групп отраслевых должностей и в силу требований постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 выплачивается с увеличением на 50 процентов. Стимулирующие и компенсационные выплаты в спорный период исчислялись истцу исходя из штатного оклада, поскольку названные нормативные правовые акты не содержат указаний на то, что увеличение должностного оклада на 50 процентов образует новый должностной оклад, а также о возможности исчисления надбавок и дополнительных выплат, исходя из увеличенного оклада. То обстоятельство, что с 1 января 2021 г. ответчик на основании указаний вышестоящего командования производит истцу компенсационные и стимулирующие выплаты с учётом увеличенного должностного оклада, не свидетельствует о правомерности такого исчисления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Во исполнение пункта 8 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" приказом Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 "Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации" утверждены размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации (приложение N 1); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации (приложения N 3) и условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации (приложения N 4).
Согласно объяснениям стороны ответчика и расчётным листкам по заработной плате Чирич, размер её должностного оклада определяется на основании приложения N 1 к приказу Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398.
Вместе с тем в соответствии с абзацем вторым пункта 7 постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме " "данные изъяты"" и в г. "данные изъяты", и членов их семей" гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации, размещённых на территории космодрома " "данные изъяты"" и г. "данные изъяты", установлены должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из копий трудового договора Чирич от 20 ноября 2018 г. и дополнительных соглашений к нему, расчётных листков по заработной плате и объяснений стороны ответчика, истцу, работающей в ОВО на комплексе " "данные изъяты"", с указанной даты установлен оклад с повышением на 50 процентов.
Пунктом 5 приложения N 3 и пунктом 3 приложения N 4 к приказу Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 предусмотрено соответственно, что выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок, доплат, а выплаты стимулирующего характера - к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации или настоящим приложением.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что Чирич на основании требований действующего законодательства, регулирующего порядок оплаты труда гражданского персонала Росгвардии, размещённых на территории космодрома "Байконур" и г. Байконура, установлен оклад, предусмотренный приложением N 1 к приказу Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398, с повышением на 50 процентов.
При этом ни приведённые нормативные правовые акты Правительства РФ, которому предоставлено право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), перечней компенсационных и стимулирующих выплат и условий их назначения, ни приказ Росгвардии, определяющий условия, размеры и порядок осуществления указанных выплат гражданскому персоналу Росгвардии, не содержат запрет на начисление компенсационных и стимулирующих выплат исходя из повышенного оклада.
В этой связи суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что ФИО11 в период с сентября по декабрь 2020 г. имела право на особые условия оплаты труда в виде выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленных к окладу с повышением на 50 процентов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что указанный порядок начисления и выплата заработной платы истцу применятся ответчиком с 1 января 2021 г. на основании распоряжения вышестоящего командования.
Из расчёта заработной платы ФИО12, который не был опровергнут стороной ответчика, следует, что размер денежных средств, недоплаченных истцу за спорный период, составил 108 624, 53 руб.
При таких данных гарнизонный военный суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу ФИО13 названную денежную сумму, а апелляционная жалоба представителя ответчиков по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 17 ноября 2021 г. по иску ФИО14 Натальи Евгеньевны к Федеральному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" и Отделу вневедомственной охраны на комплексе " "данные изъяты"" - филиал Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчиков ФИО15 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2022 г.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.