Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Великановой А.В, Житникова Ю.В, с участием секретаря судебного заседания Роговой И.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9236/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 г, которым удовлетворён иск Баймагамбетова ФИО8 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты" (далее - ОПФР) о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации ОПФР "данные изъяты" от 6 августа 2021 г. истцу, являющемуся гражданином Республики Казахстан, отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду того, что он получает пенсию Министерства внутренних дел "данные изъяты"
Полагая свои права нарушенными, Баймагамбетов обратился в прокуратуру "данные изъяты" а прокурор "данные изъяты" в свою очередь в суд с иском в интересах Баймагамбетова, в котором просил признать названное решение пенсионного органа незаконным и обязать ОПФР "данные изъяты" назначить ему страховую пенсию по старости с даты обращения за ней с 2 августа 2021 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 1 и п. 4 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1), п. 6 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" полагает, что одновременно получать пенсию за выслугу лет и страховую (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) могут только получатели пенсий предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, а не пенсий назначенных каким-либо иностранным государством.
Одним из основных документов, необходимых для назначения страховой пенсии является справка органа осуществляющего пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 по форме согласно приложению N 6 к Правилам подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённым постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, содержащая сведения о получении пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 и о периодах службы, работы и (или) иной деятельности, учтённых при назначении указанной пенсии. Согласно справке от 21 октября 2020 г. N 102 выданной Департаментом полиции Кызылординской области Республики Казахстан Баймагамбетов получает пенсию за выслугу лет назначенную в соответствии с законом Республики Казахстан от 21 января 1993 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей".
На основании изложенного, автор апелляционной жалобы полагает, что суд ошибочно применил нормы материального права и не установилзначимые обстоятельства дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор "данные изъяты" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
1 октября 2021 г. ОПФР "данные изъяты" прекратил деятельность в качестве юридического лица и присоединён к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты", в связи чем произведена замена ответчика.
Как видно из справки департамента полиции "данные изъяты" Баймагамбетов является получателем пенсии за выслугу лет от МВД "данные изъяты", при её назначении включены периоды его работы рабочим в колхозе Кызылординской области КССР с 12 августа 1977 г. по 21 апреля 1978 г, срочной воинской службы с 3 мая 1978 г. по 26 апреля 1980 г, служба в правоохранительных органах с 27 августа 1980 г. по 20 июня 1997 г.
Согласно копиям адресной справки и свидетельства государственного пенсионного страхования Российской Федерации Баймагамбетов 2 февраля 1960 г. рождения с 13 октября 1997 г. зарегистрирован по месту жительства в "данные изъяты" и застрахован в пенсионном фонде Российской Федерации.
Из копии трудовой книжки истца видно, что он работал в организациях Российской Федерации "данные изъяты" с 15 мая 1998 г. по 8 февраля 2017 г.
2 августа 2021 г. Баймагамбетов обратился в ОПФР "данные изъяты" за назначением страховой пенсии по старости, но как это следует из копии решения об отказе в установлении пенсии от 6 августа того же года, получил отказ в связи получением им пенсии в Республике "данные изъяты" за выслугу лет в МВД "данные изъяты"
Из письма управляющего ОПФР "данные изъяты" от 25 августа 2021 г. следует, что в случае назначения пенсии величина индивидуального пенсионного коэффициента Баймагамбетова составила 47, 183. Страховой стаж его (период работы в "данные изъяты" составляет 18 лет 8 месяцев и 10 дней (л.д. 10 - 13).
По поводу страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента истца и их достаточности для назначения страховой пенсии по старости стороны разногласий не имели, как и по вопросу отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе "данные изъяты", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) "данные изъяты" является административно-территориальной единицей Республики "данные изъяты", функционирующей в условиях аренды, на период которой "данные изъяты" в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем "данные изъяты" признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики "данные изъяты", проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации "данные изъяты"
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики "данные изъяты", проживающих на территории "данные изъяты", урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой "данные изъяты" о статусе "данные изъяты", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей "данные изъяты" Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
В соответствии с требованиями статей 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе "данные изъяты", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти и статьями 1, 3, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей "данные изъяты" Республики Казахстан, "данные изъяты" является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Пенсионное обеспечение жителей "данные изъяты" производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям "данные изъяты", назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд "данные изъяты"
Кроме того, статьями 8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Соглашением стран СНГ от 24.12.1993 "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В соответствии с ч. 1, 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 27 июня 2018 г. действовавшей на дату принятия ОПФР "данные изъяты" заявления истца о назначении пенсии), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
С учётом переходного периода по повышению пенсионного возраста, дающего право на пенсию по старости, по условиям прежнего законодательства и Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", истец имеет право на назначение страховой пенсии по старости во втором полугодии 2021 г.
Согласно п. а) ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" его действие распространяется, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР
Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Позиция ответчика основана только на федеральных законах без учёта международных соглашений.
Таким образом, с учётом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости назначения истцу страховой пенсии по старости.
Ссылка представителя ответчика на необходимость справки по форме согласно приложению N 6 к Правилам подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённым постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015 для назначения страховой пенсии по старости, сама по себе не свидетельствует о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции и нее может служить основанием для его отмены или изменения.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 г. по иску прокурора "данные изъяты" в защиту интересов Баймагамбетова ФИО9 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 марта 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.