Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Великановой А.В, Романова В.С, при секретаре Роговой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10285/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчика - отдела вневедомственной охраны "данные изъяты" - филиала федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты" (далее - ОВО "данные изъяты" ФИО8 на решение 26 гарнизонного военного суда от 30 ноября 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление ФИО9 к федеральному государственному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ "данные изъяты"") и ОВО "данные изъяты" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО10 работает в ОВО на "данные изъяты" в должности "данные изъяты" С 1 января 2021 г. выплата должностного оклада, надбавок стимулирующего и компенсационного характера к должностному окладу, а также премиальные выплаты производятся ему с учётом увеличения на 50 процентов должностного оклада. Однако в период работы с 1 сентября по 31 декабря 2020 г. заработная плата ему начислялась и выплачивалась исходя из должностного оклада, увеличенного на 50 процентов, но стимулирующие и компенсационные выплаты произведены без учёта такого увеличения.
Полагая свои права нарушенными, ФИО11 обратился в суд с иском, в котором с учётом уточнения требований, просил взыскать с ФГКУ "УВО ВНГ "данные изъяты" в лице ОВО "данные изъяты" невыплаченную заработную плату за период 1 сентября по 31 декабря 2020 г. в размере 57 788 руб. 96 коп. из расчёта повышенного на 50 процентов должностного оклада.
Решением суда первой инстанции иск ФИО12 удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО13 не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы она указывает, что в соответствии с указанием и по поручению "данные изъяты" войск национальной гвардии Российской Федерации от 1 марта 2021 г. N 200/26-3185, которое для ФГКУ "УВО ВНГ "данные изъяты"" является обязательным, истцу с 1 января 2021 г. произведён перерасчет стимулирующих и компенсационных выплат с учётом повышенного на 50 процентов должностного оклада.
По её мнению повышение окладов, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 для отдельных категорий работников, в том числе для работников учреждений войск Росгвардии, не образует новые должностные оклады. В этом постановлении Правительства Российской Федерации и в приказе Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 отсутствуют прямые указания об исчислении надбавок и дополнительных выплат, исходя из размера увеличенного должностного оклада, а исчисление ответчиком указанных выплат с 1 января 2021 г. с учётом увеличенного на 50 процентов должностного оклада не свидетельствует о его правомерности.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 приказом Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 утверждены размеры должностных окладов для работников Росгвардии. При этом должность главного специалиста в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих" относится к 1 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группе "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня".
Отмечает, что размер должностного оклада истцу установлен в соответствии с приказом Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 и он выплачивался с увеличением на 50 процентов в силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122, а стимулирующие и компенсационные выплат исчислялись исходя из штатного оклада, ввиду отсутствия указания в нормативных правовых актах на то, что увеличение должностного оклада на 50 процентов образует новый должностной оклад.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из пункта 1 части 1 и части 2 статьи 144 ТК РФ следует, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Согласно пункта 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
На основании пункта 8 данного постановления Правительства Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации издан приказ от 9 декабря 2019 г. N 398, (далее - приказ Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398), которым утверждены размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации, а также определены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации (приложения N 1, 3, 4).
Согласно приложениям N 3, 4 к данному Приказу, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок и доплат, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на "данные изъяты", и членов их семей" гражданскому персоналу органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации и Государственной противопожарной службы, размещенных на территории "данные изъяты", должностные оклады (тарифные ставки) установлены с повышением на 50 процентов.
При этом указанные постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 и приказ Росгвардии от 9 декабря 2019 г. N 398 не содержат запрета на исчисление выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу Росгвардии с увеличенного на 50 процентов должностного оклада, как, к примеру, об этом было указано в ранее действовавших подпунктах "б" и "в" пункта 1 этого же постановления Правительства Российской Федерации, которыми были установлены соответствующие ежемесячные надбавки военнослужащим к окладам по воинским должностям без учёта увеличения их в полуторном размере.
Таким образом, гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации, работающему на территории "данные изъяты", установлены должностные оклады с повышением на 50 процентов, в связи с чем все выплаты компенсационного и стимулирующего характера подлежат исчислению от сформированного должностного оклада, то есть с учётом его повышения на 50 процентов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 18 января 2016 г. между ФИО14 и начальником данного отдела заключён трудовой договор. Согласно трудовому договору, работнику установлен должностной оклад с учётом повышения на 50 процентов, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Как следует из дополнительного соглашения от 5 марта 2021 г. к трудовому договору от 18 января 2016 г, работнику выплачивается заработная плата, состоящая из должностного оклада с повышением на 50 процентов, а также выплаты стимулирующего характера: ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, ежемесячная надбавка за работу в районе экологического кризиса, ежемесячная премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей и районный коэффициент 1, 4.
При этом в спорный период (с 1 сентября по 31 декабря 2020 г.) истцу производился расчёт и выплата компенсационных и стимулирующих выплат к окладу по занимающей должности без учёта его повышения на 50 процентов.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что письмом из Управления "данные изъяты" войск национальной гвардии от 1 марта 2021 г. начальнику Главного управления Росгвардии "данные изъяты" и начальнику ФГКУ "УВО ВНГ России "данные изъяты"" предписано обеспечить в срок до 3 марта 2021 г. перерасчёт заработной платы работникам ОВО на комплексе "Байконур" с учётом повышения окладов, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122.
Кроме того, согласно письму из того же управления от 19 февраля 2021 г, повышение должностных окладов на 50 процентов, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122, образует новый оклад и применяется при расчёте компенсационных и стимулирующих выплат, исчисляемых от должностного оклада работника.
Исходя из приведённых правовых норм и обстоятельств дела, вывод суда первой инстанции о том, что ФИО15 имеет право на получение компенсационных и стимулирующих выплат за спорный период в виде установления должностного оклада с учётом повышения на 50 процентов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122, является верным.
Согласно расчёту задолженности работодателя перед работником, произведённому ФЭО ОВО на "данные изъяты"", размер недоплаты истцу заработной платы за период с 1 сентября по 31 декабря 2020 г. составил 57 788 руб. 96 коп.
Данный расчёт судом первой инстанции проверен и сторонами не оспорен. Не оспаривается размер денежных средств, причитающихся к выплате ФИО16 за период с сентября по декабрь 2020 года, и в апелляционной жалобе представителя ответчика.
При таких данных вывод гарнизонного военного суда о необходимости взыскания с ответчиков в пользу ФИО17 спорных денежных средств в указанном размере является верным.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 30 ноября 2021 г. по иску ФИО18 к федеральному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты"" и отдела вневедомственной охраны "данные изъяты" - филиала федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты"" о взыскании денежных средств, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО19 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 марта 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.