Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А, Масенина П.Е, при помощнике судьи Попове В.А, с участием административного истца и его представителя Черноусова М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-99/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника филиала "Московский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (далее - филиал "Московский") - Шокурова К.П. на решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 26 октября 2021 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в "адрес" "данные изъяты" Залезняка ФИО15 об оспаривании решений филиала "Московский" и 1 отдела (предоставления жилых помещений и субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ (далее - ДЖО) о снятии членов семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, административного истца и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Залезняк, назначенный на воинскую должность после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получивший в связи с этим офицерское воинское звание в ДД.ММ.ГГГГ году, решением ДЖО принят с ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с составом семьи 5 человек (он, супруга и трое детей).
Однако решением начальника филиала "Московский" от ДД.ММ.ГГГГ члены семьи административного истца: супруга ФИО7, сын ФИО8 и дочь ФИО9 с вышеуказанного учета были сняты на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку отцом супруги административного истца ФИО10 в ДД.ММ.ГГГГ году был получен государственный жилищный сертификат от Минобороны России на состав семьи - "данные изъяты" человек, в том числе на ФИО7, ФИО8 и ФИО9, которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежала по "данные изъяты" доли в праве на жилое помещение по адресу: "адрес" "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, приобретенное за счет вышеуказанного жилищного сертификата.
Указанное решение филиала "Московский" обжаловал в ДЖО, на что ДД.ММ.ГГГГ от начальника 1 отдела ДЖО получил сообщение от ДД.ММ.ГГГГ N/ N, в котором указано об отсутствии оснований для отмены данного решения.
Считая свои права нарушенными, поскольку с момента отчуждения членами его семьи недвижимости прошло более пяти лет, Залезняк обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника филиала "Московский" от ДД.ММ.ГГГГ N/ N о снятии его супруги, дочери и сына с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и решение 1 отдела ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N/ N, обязать ДЖО отменить указанное решение начальника филиала "Московский" и внести изменения в его учетные данные.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично, признав незаконным решение начальника филиала "Московский" от ДД.ММ.ГГГГ N/ N о снятии супруги, дочери и сына административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обязав указанное должностное лицо отменить это решение, восстановив его супругу ФИО7, сына ФИО8 и дочь ФИО9 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и внести изменения в учетные данные.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене письма 1 отдела ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N суд Залезняку отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы, ссылаясь на статью 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), статью 53, часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, указывает, что супруга административного истца - ФИО7, реализовавшая в период их совместного брака, а также их сын ФИО8 и дочь ФИО9 право на обеспечение жилым помещением за счет полученного отцом супруги административного истца от Минобороны России государственного жилищного сертификата, не могут быть повторно обеспечены жилым помещением от государства после отчуждения принадлежавших им долей ранее предоставленного от Минобороны России жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ходатайствовал о применении последствий, предусмотренных частью 1 статьи 298 КАС РФ, в отношении апелляционной жалобы представителя административного ответчика, как поданной с пропуском срока на её подачу, в удовлетворении которого определением судебной коллегии отказано в связи с наличием вступившего в законную силу определения судьи гарнизонного военного суда от 17 декабря 2021 г, которым этот срок представителю административного ответчика восстановлен в связи с наличием уважительных причин пропуска данного срока.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона жилые помещения предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Такие же основания для признания нуждающимися в жилых помещениях определены и для совместно проживающих с военнослужащими членов их семей.
В силу пункта 3 статьи 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Из материалов дела видно, что командование, руководствуясь данной нормой, до получения жилого помещения для постоянного проживания предоставило Залезняку на весь состав его семьи в ДД.ММ.ГГГГ году служебную квартиру в "адрес", где они проживают по настоящее время и зарегистрированы в нём с того же года по месту жительства.
Согласно абзацам 13, 14 пункта 1 статьи 15 Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В соответствии со статьей 1 Семейного кодекса РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Из материалов дела видно, что с оспариваемое решение начальника филиала "Московский" о снятии супруги и детей Залезняка с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, принято в период действия Закона в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ, прямо предусматривающего возможность принятия на этот учет военнослужащих-граждан, в том числе обеспеченных в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений с учетом положений статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При этом после продажи супругой административного истца и их детьми своих долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное отцом супруги административного истца по ГЖС, истек пятилетний срок. Более того в этой квартире они никогда не проживали и зарегистрированы по месту жительства не были. Исходя из этого, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о незаконности снятия супруги административного истца - ФИО7, их детей - ФИО8 и ФИО9 с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, правомерно возложив на уполномоченный орган обязанность отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N/ N.
Довод жалобы о том, что изменения, внесенные Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", касаются лишь военнослужащих и на членов их семьи не распространяются, является ошибочным, поскольку условия принятия на жилищный учет членов семьи военнослужащих не может отличаться от условий, установленных законодателем в отношении самих военнослужащих.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела, обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского гарнизонного военного суда от 26 октября 2021 г. по административному исковому заявлению Залезняка ФИО16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Шокурова К.П. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 февраля 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.