Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Дзадзиева Д.А, Масенина П.Е, при помощнике судьи Григорьеве С.Д, с участием административного истца Шпака Р.Ю. и представителя административных ответчиков Скрипникова С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-471/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2021 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации полковника Шпака ФИО9 об оспаривании действий начальника отделения расквартирования войсковой части 5380, связанных с проведением административного расследования по факту взыскания денежных средств с войсковой части 5380 в судебном порядке, и командира указанной воинской части, утвердившего заключение по результатам этого расследования.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу в воинской должности начальника комплекса общежитий - начальника производственно-технического отдела войсковой части "данные изъяты", а в период с декабря 2016 ДД.ММ.ГГГГ - в воинской должности начальника отделения расквартирования той же воинской части.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2021 г, вступившим в законную силу на основании постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 г, с войсковой части "данные изъяты" в пользу управляющей компании ООО "СервисГрад" взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере N. в качестве пени и N. - государственная пошлина, а всего - N
В связи с предстоящим исполнением указанного решения суда командир воинской части поручил начальнику отделения расквартирования воинской части "данные изъяты" "данные изъяты" провести административное расследование по факту вынесения вышеуказанных судебных постановлений в целях установления причин ущерба и виновных лиц.
В ходе данного расследования, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что причинной ущерба явилась ненадлежащая организация работы должностных лиц отделения расквартирования, в частности, руководителя этого подразделения Шпака Р.Ю, проводимой по четырем государственным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ N N, N управления многоквартирными домами по адресам: "адрес"; "адрес"А; "адрес"; "адрес" "адрес", "адрес", в части, касающейся осуществления обязательной переписки с управляющей компанией ООО "СервисГрад" в виде предоставления сведений о заключенных контрактах найма с указанием Ф.И.О. нанимателя, о смене нанимателя, об изменении количества граждан, проживающих в жилых помещениях, включая временно проживающих в соответствии с п. 2.3.4 государственных контрактов.
По результатам проведения данного расследования лицо, его проводившее, в составленном им ДД.ММ.ГГГГ заключении предложило организовать кассационное обжалование состоявшихся судебных актов, судебно-исковую работу по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги с нанимателей жилых помещений, а также привлечь Шпака к материальной ответственности путем обращения в суд с исковым заявлением в порядке ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О материальной ответственности" с целью возмещения воинской части "данные изъяты", взысканных арбитражным судом в пользу ООО "СервисГрад" в качестве оплаты услуг представителя, "данные изъяты" руб. - в качестве государственной пошлины и "данные изъяты" руб. - в качестве пени, начисленных на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшую с ДД.ММ.ГГГГ (по "данные изъяты" руб. по каждому из четырех контрактов).
С указанным заключением согласился командир войсковой части "данные изъяты", утвердив его ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ воинская часть обратилась в Московский гарнизонный военный суд с иском о привлечении Шпака к материальной ответственности, по которому возбуждено соответствующее судебное производство (дело N) и приостановлено до разрешения настоящего административного дела.
Считая свои права нарушенными, поскольку выводы и причины, отраженные в заключении, составленном по итогам административного расследования, являются необоснованными и надуманными, установление фактических обстоятельств отражено необъективно и формально, Шпак обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать заключение по материалам административного расследования по факту взыскания денежных средств с войсковой части "данные изъяты", проведенного ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения расквартирования воинской части, и решение командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении этого заключения незаконными.
Также административный истец просил суд взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей и возместить понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины и почтовые расходы в размере 813 руб. 50 коп.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Шпаку отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что именно утвержденное заключение по материалам административного расследования явилось окончательным документом для принятия командиром воинской части решения о постановке задач подчиненным для обращения в суд с иском, в связи с чем, вопреки выводу суда, он обоснованно оспорил это заключение в судебном порядке.
Обращает внимание на отсутствие доказательств того, что в его обязанности входило ведение переписки с управляющей компанией.
Отмечает, что в ходе судебного заседания приведенные им доводы административным ответчиком никак не опровергнуты, приложенные документы не оспорены, надлежащая оценка указанным доводам и документам судом не дана.
Полагает, что оспариваемое заключение содержит только безосновательные утверждения и домыслы, неподкрепленные никакими документами.
Считает, что в административном исковом заявлении им достаточно подробно изложены несоответствующие действительности порочащие его сведения, содержащиеся в утвержденном заключении по материалам административного расследования, каждый довод подкреплен приложенными к административному исковому заявлению документами.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий или гражданин, признанный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Закон о материальной ответственности) командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
При этом, в силу части 2 этой же статьи закона административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки или предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства.
По смыслу части 1 статьи 8 этого закона возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержания денежных средств из денежного довольствия военнослужащего.
Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну ежемесячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части, а абзацем третьим частью 3 статьи 9 того же закона прямо предусмотрено, что если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту военной службы, взыскание с него ущерба производится в соответствии с решением суда по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, имуществу которой нанесен ущерб, в размере, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом действующим законодательством предусмотрена обязанность командира воинской части назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц, если таковые ранее не были установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки или предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства.
При этом, если размер причиненного военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет, командир воинской части обязан издать соответствующий приказ о возмещении ущерба, на основании которого производить удержание денежных средств с лица, причинившего ущерб.
Если же размер причиненного военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания и одну ежемесячную надбавку за выслугу лет, либо решение о его привлечении к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту военной службы, командир воинской части обязан обратиться с соответствующим иском в суд.
Из материалов дела видно, что поводом обращения Шпака в суд ДД.ММ.ГГГГ с административным исковым заявлением явились результаты административного расследования по факту взыскания, как указано в заключении по его вине, денежных средств с войсковой части "данные изъяты" в судебном порядке, и, как следствие, заявленный к нему в связи с этим в Московский гарнизонный военный суд 28 июля того же года командиром войсковой части "данные изъяты" иск о возмещении взысканных с данной воинской части решением Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2021 г. в пользу ООО "СервисГрад" "данные изъяты" руб. в качестве оплаты услуг представителя, "данные изъяты" руб. - в качестве государственной пошлины и "данные изъяты" руб. - в качестве пени, начисленных на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшую с ДД.ММ.ГГГГ года.
В ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года административный истец из войсковой части "данные изъяты" переведен для прохождения военной службы в Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Правильно установив, что в связи с обязанностью исполнения указанного решения Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2021 г, вступившего в законную силу 25 мая 2021 г, войсковая часть "данные изъяты" вынуждена нести определенные убытки, в частности в виде уплаты "данные изъяты" руб, взысканных в пользу ООО "СервисГрад" в качестве оплаты услуг представителя, "данные изъяты" руб. - в качестве государственной пошлины и "данные изъяты" руб. - в качестве пени, начисленных на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшую с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу, что для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц командир воинской части правомерно, а именно - во исполнение требований Закона о материальной ответственности назначил административное расследование.
Обоснованность обращения командира воинской части в суд с иском к Шпаку - не является предметом судебного контроля по настоящему административному делу, о чем правильно указал суд первой инстанции. При этом суд верно исходил из того, что заключение по материалам административного расследования в данном конкретном случае может являться одним из доказательств совершения военнослужащими действия (бездействия), влекущего материальную ответственность, в случае привлечения к которой наличие ущерба, причины его образования, наличие вины в этом Шпака подлежат доказыванию в рамках гражданского судопроизводства.
В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков подтвердил, что действия, связанные с назначением и проведением административного расследования по факту взыскания с войсковой части "данные изъяты" денежных средств в судебном порядке, и командира указанной воинской части, утвердившего заключение по результатам этого расследования, были обусловлены лишь необходимостью выполнения требований части 1 статьи 7 Закона о материальной ответственности. При этом, как пояснил указанный представитель, он полагает необходимым доказывание наличия ущерба, причин его образования, вины в этом Шпака - именно в рамках гражданского судопроизводства при рассмотрении иска воинской части к нему.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами гарнизонного военного суда о том, что действия должностных лиц войсковой части "данные изъяты", связанные с назначением и проведением административного расследования, а также утверждением его результатов, не содержат властно-обязывающих предписаний, напрямую затрагивающих права, свободы и законные интересы административного истца.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела, обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению Шпака ФИО10 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 января 2022 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.