Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную
10 января 2022 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 23 ноября 2021 года по административному делу N 2а-1078/2021 по административному исковому заявлению Зеленовой Г.Н. об оспаривании решения органа регистрации прав о отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, возражения представителя административного истца
Зеленова Н.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зеленова Г.Н. является собственником земельного участка (доля в
праве 1/2) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью
600 квадратных метров (л.д. 32, 33, том 1).
8 сентября 2020 года Зеленова Г.Н. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений границ вышеуказанного земельного участка (л.д. 77, 78, том 1).
10 сентября 2020 года Управлением Росреестра по Самарской области осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено на срок до 10 декабря 2020 года в связи с тем, что фактическое местоположение границ земельного участка в представленном межевом плане отличается от его местоположения в плане-схеме. Таким образом, представленный межевой план не соответствует требованиям части 10
статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" (л.д. 34, 35, том 1).
Уведомлениями от 14 декабря 2020 года административный ответчик отказал в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с несоответствием предоставленного межевого плана требованиям действующего законодательства (л.д. 68-70, том 1).
Не согласившись с указанными решениями Управления Росреестра по Самарской области, Зеленова Г.Н. оспорила их в судебном порядке.
Решением Самарского районного суда Самарской области
от 4 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований Зеленовой Г.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда 23 ноября 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части, принято новое решение о признании уведомлений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 14 декабря 2020 года незаконными, с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит об отмене апелляционного определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие использование земельного участка площадью 899 квадратных
метров 15 лет и более, а также на нарушение процедуры согласования местоположения границ земельных участков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Одним из оснований для приостановления государственной регистрации права является несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 7 части 1 статьи 26 Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Неустранение причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, является основанием для отказа в такой регистрации (часть 1 статьи 27 названного закона).
Требования к межевому плану установлены в статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, из которой следует, что федеральный законодатель, устанавливая требования к межевому плану как к одному из оснований для осуществления государственного кадастрового учета, к его форме и содержанию, определяя его как документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, воспроизводящий сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (пункт 7 части 2 статьи 7, части 1, 5 и 6), предусматривает установление местоположения границ земельного участка посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8), а при уточнении границ земельного участка в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
Согласно пункту 70 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - приказ Минэкономразвития России
от 8 декабря 2015 года N 921) выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона
от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В силу пункта 7 названного приказа обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит раздел, содержащий сведения о выполненных измерениях и расчетах.
В реквизите "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" межевого плана указывается метод определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей, который применялся при осуществлении кадастровых работ.
В зависимости от примененных при выполнении кадастровых работ методов определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей в графе "3" реквизита "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" указываются, в частности, метод спутниковых геодезических измерений (определений), а также картометрический метод (пункт 37 приказа Минэкономразвития России
от 8 декабря 2015 года N 921).
В соответствии с пунктом 21 данного приказа для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно пункту 70 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из анализа приведенных норм следует, что исчерпывающий перечень документов, подтверждающих существование таких границ, законодателем не установлен. При этом местоположение границ земельного участка при их уточнении должно определяться с учетом сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок; при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок, - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; при отсутствии в документах сведений о местоположении границ земельного участка - в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Частично отменяя решение суда первой инстанции и признавая уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 14 декабря 2020 года незаконными, суд апелляционной инстанции обосновано исходил из того, что представленный заявителем межевой план содержит необходимые сведения о выполненных измерениях и расчетах, а также об уточняемом земельном участке, в заключении имеется связный текст, в котором приводится обоснование местоположения границ земельного участка, с применением метода спутниковых геодезических измерений, уточняемый земельный участок существует на местности более пятнадцати лет, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемых решений незаконными.
Аргументы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры согласования местоположения границ земельных участков основанием для принятия оспариваемых решений не являлись.
Кроме того, аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
25 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.