Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 16 ноября 2021 года кассационную жалобу Кузьмина Антона Юрьевича на решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2021 года по административному делу N 2а-1334/2021 по административному исковому заявлению Кузьмина Антона Юрьевича к администрации городского округа Сызрань об оспаривании действий по исключению из очереди на получение жилого помещения, восстановлении в очереди на получение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Кузьмина А.Ю. по доверенности адвоката Серова М.Ю, возражения представителя администрации городского округа Сызрань по доверенности Пигалкиной В.Я. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузьмин А.Ю. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Сызрань (далее - Администрация, административный ответчик) с вышеназванными требованиями.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 11 ноября 1992 года Кузьмин А.Ю, его мать Кузьмина В.С, сестра ФИО7 поставлены в очередь на получение жилого помещения по общему списку за N 1651 в составе семьи отца ФИО12 инвалида Великой Отечественной войны ФИО8, как вынужденные переселенцы из Таджикистана. В 1999 году ФИО8 с супругой получили комнату в коммунальной квартире по адресу: "адрес". В очереди по общему списку остались Кузьмина В.С. с детьми, с которыми она проживала в общежитии Управления культуры по адресу: "адрес" до августа 2013 года, то есть до даты, когда она вступила в наследование жилым помещением в коммунальной квартире после смерти родителей.
По заявлению Кузьминой В.С. от ДД.ММ.ГГГГ в очереди оставлена она с сыном ФИО1, что подтверждалось в 2005 и 2011 годах.
В 2012 году в жилищный отдел предоставлены справки ГУП ЦТИ и ЕГРН об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество у ФИО1, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ о его регистрации по адресу: "адрес".
Кроме того, 5 июня 2012 года постановлением администрации городского округа Сызрань N 1362 Кузьмина В.С. включена в список работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений городского округа Сызрань на предоставление социальных выплат на строительство и приобретение жилья за N 150 с составом семьи 2 человека.
Постановлением администрации городского округа Сызрань от 18 февраля 2020 года N 337 Кузьмина В.С. исключена из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и из списка работников государственных органов Самарской области, органа местного самоуправления муниципального образования городского округа Сызрань, государственных учреждений Самарской области и муниципальных учреждений муниципального образования городского округа Сызрань на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, в связи с изменениями жилищных условий (в том числе путем приобретения жилого помещения в собственность), в результате чего отпали основания для признания ее нуждающейся в получении социальной выплаты.
Ответом Администрации от 29 декабря 2020 года N 1780 Кузьминой В.С. сообщено, что с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, также снят ее сын Кузьмин А.Ю.
Административный истец полагает, что исключение его из списка нуждающихся в жилых помещениях является незаконным и нарушает его права и интересы, поскольку он длительное время с матерью не проживает и не является членом ее семьи, живет отдельно.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 19 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления административного истца отказано.
В кассационной жалобе Кузьмин А.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. Не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, автор кассационной жалобы, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, считает, что при рассмотрении административного дела судами не принято во внимание, что какого - либо решения об исключении Кузьмина А.Ю. из списка нуждающихся в жилых помещениях не принималось, следовательно, действие Администрации по фактическому исключению его из этого списка является незаконным. Кроме этого, суды проигнорировали то обстоятельство, что Кузьмин А.Ю. и его мать Кузьмина В.С. длительное время не проживают вместе, членами одной семьи не являются, совместное хозяйство не ведут, исходя из этого вывод судов о том, что Кузьмин А.Ю. улучшил свои жилищные условия является ошибочным.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального и процессуального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов административного дела, 11 ноября 1992 года Кузьмин А.Ю, его мать Кузьмина В.С, сестра ФИО7, поставлены на очередь на получение жилого помещения по общему списку за N 1651 в составе семьи отца Кузьминой В.С. инвалида Великой Отечественной войны ФИО8, как вынужденные переселенцы из Таджикистана.
В дальнейшем из указанного списка, в связи с улучшением жилищных условий, последовательно исключены ФИО8 вместе со своей супругой, а также ФИО7 В очереди остались Кузьмин А.Ю. и его мать Кузьмина В.С.
Кроме этого, 5 июня 2012 года постановлением администрации городского округа Сызрань N 1362 Кузьмина В.С. включена в список работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений городского округа Сызрань на предоставление социальных выплат на строительство и приобретение жилья за N 150 с составом семьи 2 человека вместе с сыном Кузьминым А.Ю.
28 января 2020 года в Комитет ЖКХ администрации городского округа Сызрань поступили сведения о том, что Кузминой В.С. на праве общей долевой собственности принадлежит 295/784 доли в праве на жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером N, площадью 146, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", что соответствует 55, 2 кв.м площади данного жилого помещения.
Учитывая наличие указанных выше сведений о собственности, постановлением Администрации от 18 февраля 2020 года N 337 Кузьмина В.С. исключена из списка работников государственных органов Самарской области, органа местного самоуправления муниципального образования городского округа Сызрань, государственных учреждений Самарской области и муниципальных учреждений муниципального образования городского округа Сызрань на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, а также из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 6 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 88-ГД, пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с улучшением жилищных условий.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Кузьмин А.Ю. указал, что ответом от 29 декабря 2020 года Администрация сообщила, что из указанных списков также исключен Кузьмин А.Ю.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Кузьмина В.С, поставленная на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из двух человек, в том числе сына Кузьмина А.Ю, снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно в связи с приобретением жилого помещения в собственность, при этом доказательств самостоятельного обращения Кузьмина А.Ю. в установленном законом порядке в Администрацию с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или получения отказа в постановке на такой учет в материалы дела не представлено, в связи с чем пришел к выводу о законности оспариваемых действий административного ответчика.
Согласиться с указанными выводами судов судебная коллегия не может в силу следующих обстоятельств.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как следует из содержания пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд наряду с иными обстоятельства выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных названным Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 указанного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3).
В силу содержания статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведены в части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, к числу таковых относятся утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2).
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2).
Учитывая приведенное правовое регулирование применительно к рассматриваемому административному делу обстоятельствами, подлежащими выяснению, является наличие либо отсутствие данных, свидетельствующих об утрате Кузьминым А.Ю. оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, и соблюдение органом местного самоуправления порядка принятия соответствующего решения о снятии его с учета.
В то же время приведённые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не выяснены.
Так, из приобщенных к материалам административного дела выписок из постановления Администрации от 18 февраля 2020 года N 337 и самого названного постановления следует, что решение об исключении из списка очерёдности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принято только в отношении Кузьминой В.С, и эти документы не содержат данных о том, что Администрация принимала решение об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, члена семьи Кузьминой В.С, в частности ее сына Кузьмина А.Ю.
Между тем по смыслу части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение жилищного органа должно содержать указание на снятие конкретных лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. Отсутствие этих сведений в решении не позволяет сделать вывод о том, что жилищный орган разрешилвопрос в отношении всех членов семьи Кузьминой В.С.
Указанные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела во внимание приняты не были.
Кроме этого, исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно пункту 2 части 1 упомянутой статьи Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанций указали, что Кузьмина В.С. и Кузьмин А.Ю. являются членами одной семьи, и улучшение Кузьминой В.С. своих жилищных условий свидетельствует об этом же в отношении Кузьмина А.Ю.
Между тем, как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из материалов административного дела следует, что Кузьмин А.Ю. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в несовершеннолетнем возрасте (9 лет) в составе семьи из 5 человек.
На момент информирования административного истца о том, что он снят с указанного учета ему было 37 лет.
Как утверждал административный истец, он длительное время не проживает со своей матерью, членами одной семьи они не являются, совместное хозяйство не ведут.
Из материалов учетного дела следует, что административный истец и его мать Кузьмина В.С. зарегистрированы в разных жилых помещениях.
Учитывая данные обстоятельства судам необходимо было определить являются ли по смыслу Жилищного кодекса Российской Федерации Кузьмин А.Ю. и Кузьмина В.С. членами одной семьи, и свидетельствует ли улучшение последней жилищных условий о том, что административный истец также утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Однако указанные действия судами первой и апелляционной инстанций осуществлены не были. Оценка правомерности действий Администрации свелась лишь к формальной констатации факта улучшения Кузьминой В.С. жилищных условий без проверки жилищных условий административного истца и наличия фактических отношений между ним и его матерью.
Суждения судов о том, что административный истец самостоятельно не обращался в Администрацию с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, не свидетельствуют о правомерности оспариваемых действий Администрации, поскольку жилищное законодательство не устанавливает такой обязанности в отношении лиц уже состоящих на этом учете.
Исходя из этого судебная коллегия приходит к выводам о том, что судебными инстанциями допущены ошибки в применении норм процессуального и материального права, выразившиеся, в том числе, в ненадлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств, которые являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
Поскольку по административному делу требуется установление новых юридически значимых обстоятельств и истребование дополнительных доказательств, судебная коллегия, отменяя постановленные по делу судебные акты, считает необходимым направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2021 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в Сызранский городской суд Самарской области в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.