Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия племенной птицеводческий завод "Маркс" Российской академии сельскохозяйственных наук на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 12 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя Марксовского межрайонного прокурора к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя администрации Марксовского муниципального района Саратовской области Хмелькова А.Е, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационною жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
заместитель Марксовского межрайонного прокурора обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации Марксовского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) по непринятию мер по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым N возложить на Администрацию обязанность ликвидировать место несанкционированного складирования отходов на данном земельном участке в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указал, что на названном земельном участке на площади ориентировочно 4000 кв. м размещены различные видов отходов, при этом мер, достаточных для недопущения образования свалки, а также ее ликвидации, Администрацией не предпринято.
Решением Марксовского городского суда Саратовской области от 13 мая 2021 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 12 августа 2021 года названное решение отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 декабря 2021 года, заинтересованное лицо - Федеральное государственное унитарное предприятие племенной птицеводческий завод "Маркс" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Предприятие) просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Не оспаривая факт размещения свалки на земельном участке, предоставленном Предприятию в аренду, сообщает, что земельный участок не используется, в отношении Предприятия открыто конкурсное производство, свалка образовалась в результате противоправных действий третьих лиц и находится в непосредственной близости от жилой застройки, Администрация не обеспечила оказание услуг по приему и перемещению отходов.
В письменных возражениях представитель Администрации просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, при проведении проверки на предмет нарушения законодательства об отходах производства и потребления выявлено, что в котлованах на земельном участке с кадастровым N, расположенном примерно в 700 м в восточном направлении от ориентира, расположенного по адресу: "адрес", на площади ориентировочно 4000 кв. м организовано несанкционированное размещение различных видов отходов. По результатам проведенного контроля старшим помощником Марксовского межрайонного прокурора с участием заместителя главы Администрации составлен акт проверки от 12 марта 2021 года. В адрес главы Марксовского муниципального района Саратовской области вынесено представление 18 января 2021 года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
На указанное представление заместителем главы Администрации дан ответ от 10 февраля 2021 года N, согласно которому арендатором спорного земельного участка является Предприятие.
Из контрольного акта обследования спорного земельного участка от 11 мая 2021 года, составленного с участием старшего государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, начальника отдела правового обеспечения деятельности Администрации, следует, что земельный участок с кадастровым N, расположенный примерно в 700 м в восточном направлении от ориентира по адресу: "адрес", захламлен твердыми коммунальными отходами площадью 700 кв. м. При этом визуально наблюдается снятие верхнего слоя почвы на площади примерно 4000 кв. м с его перемещением в котлованы карьеров.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов расположена на земельном участке с кадастровым N находящимся в границах муниципального образования город Маркс Саратовской области, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления; доказательства принадлежности отходов каким-либо иным лицам в материалы дела не представлены, в целях сохранения природы на территории муниципального образования, предупреждения и минимизации экологических рисков Администрации надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, чего сделано не было.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал, что земельный участок с кадастровым N является частью земельного участка с кадастровым N (единое землепользование), последний находится в федеральной собственности, передан по договору аренды от 23 мая 2017 года N сроком на 49 лет Предприятию, собственник производственных отходов не установлен, оснований для удовлетворения административного иска к Администрации не имеется.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Мнение автора кассационной жалобы о непринятии Администрацией мер по недопущения свалки, не ставит под сомнение правильность выводов суда апелляционной инстанции.
Действительно, пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Вместе с тем, по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования данные положения не предполагают возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П.
Изложенные в кассационной жалобе обстоятельства, связанные с признанием Предприятия банкротом, неиспользованием земельного участка в процедуре конкурсного производства, не имеют правового значения, данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу по административному иску, предъявленному к Администрации, но не к Предприятию.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия племенной птицеводческий завод "Маркс" Российской академии сельскохозяйственных наук - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.