Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области на решение Центрального районного суда города Тулы от 2 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Тульской области в интересах неопределённого круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о понуждении устранить нарушения законодательства.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным иском, в котором просил обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее УМВД России по Тульской области) обеспечить при содержании в Центре временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (далее ЦВСИГ УМВД России по Тульской области) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, соблюдение требований статьи 11, части 1 статьи 24, статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; нарушения устранить не позднее, чем через шесть месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований сослался на то, что в ходе проверки в ЦВСИГ УМВД России по Тульской области было установлено несоблюдение требований Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Вопреки вышеназванным нормам, а также пунктам 1.7, 4.7, 4.8, 4.9, 5.3.2, 5.3.4, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3, 5.6.2, 5.6.3, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.6.13, 5.6.14, 5.6.16, разделу 6, пунктам 7.2, 7.3, 7.4, 7.8, 7.9, 7.11, 7.12, 7.15, 7.19, 7.23, 8.8, 9.1, 10.7, 11.4, 11.5, 12.1, 12.6, 12.9, 12.11, 12.12, 12.13 СанПиН 2.1.2/3041-96 "Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев", утвержденного постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 12 января 1996 года N 1, пунктам 13, 19 Правил иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие в ЦВСИГ УМВД России по Тульской области, не проходят медицинское освидетельствование и профилактический осмотр на туберкулез. Для граждан, которые прибыли без документов, а также из стран, неблагополучных по особо гласным инфекциям, не организовано проведение карантинной изоляции и обязательных профилактических прививок. Указал на то, что в ЦВСИГ УМВД России по Тульской области расположен медицинский пункт, в котором иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается медицинская помощь.
При этом, в нарушение пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 1.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" УМВД России по Тульской области не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности в ЦВСИГ УМВД России по Тульской области. В ходе проверки также установлено, что в специальном учреждении не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности, а именно статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 83 Федерального закона от 2 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 21, 23к, 24, 35, 42а, 42в, 50, 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, Свода правил 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России 25 марта 2009 года N 175, Свода правил 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года, пункта 6.18 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Решением Центрального районного суда города Тулы от 2 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе УМВД России по Тульской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование кассационной жалобы указывает, что предприняло все попытки для устранения нарушений и создания необходимых условий для содержания иностранных граждан. Указывает, что СанПин 2.1.4.1074-01, на который ссылается административный истец, не подлежит применению с 1 марта 2021 года, а Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, признаны утратившими силу, и с 1 января 2021 года действуют новые правила.
Прокуратурой Тульской области на кассационную жалобу представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при проведении проверки представителями прокуратуры Тульской области были выявлены нарушения законов о материально-бытовом обеспечении и санитарно-эпидемиологическом благополучии при содержании иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно, иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие в ЦВСИГ УМВД России по Тульской области, не проходят медицинское освидетельствование и профилактический осмотр на туберкулез. Для граждан, которые прибыли без документов, а также из стран, неблагополучных по особо опасным инфекциям, не организовано проведение карантинной изоляции и обязательных профилактических прививок. На территории учреждения не оборудована контейнерная площадка, не установлены урны для сбора мусора.
В приемном отделении ЦВСИГ УМВД России по Тульской области отсутствует помещение гардеробной, регистратуры и приемно-смотровых боксов. Данное помещение не оборудовано выходом на территорию и изолированным выходом (переходом) в медпункт с изолятором.
В помещении медицинского пункта отсутствуют кабинет заведующего, регистратура, кладовая лекарственных форм, стерилизационная. Изолятор не оборудован двухкоечными, трехкоечными боксами и отделением для групповой госпитализации лиц, подлежащих карантинному наблюдению и обследованию. Площадь медицинских кабинетов менее 12 кв. м.
На стенах и потолках жилых комнат, душевых и подсобных помещений имеется плесень и грибок. Требует замены напольное покрытие в коридорах и комнатах пребывающих иностранцев. Вышедшее из строя санитарно-техническое оборудование в душевых и в жилых комнатах не отремонтировано и не заменено. Помещения душевых не оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Душевые и уборные в комнатах не оборудованы кабинами и перегородками, отсутствует горячая вода.
Количество тумбочек, стульев меньше числа проживающих в комнатах лиц. Матрацы не имеют сменные наматрасники. Над оконными проемами не установлены карнизы для занавесок. Двери жилых комнат открываются наружу и не имеют уплотняющие прокладки в притворах. В комнатах отсутствуют встроенные шкафы для хранения одежды, обуви, личных вещей и предметов обихода проживающих.
В ЦВСИГ УМВД России по Тульской области отсутствуют вспомогательные и санитарно-бытовые помещения (общие уборные, кабины личной гигиены женщин, постирочные). В жилом корпусе отсутствуют комнаты отдыха (реабилитации), которые должны изолированно располагаться на каждом этаже или в холле. Для курения не отведены специальные места или помещения, оборудованные вытяжной вентиляцией. Постирочные, комнаты для сушки, чистки, глажения белья камеры хранения личных вещей и одежды, кладовая для хранения казенного белья не оборудованы в установленном порядке.
Персонал, проводящий облучение помещений передвижными облучателями, не имеет специальную подготовку и не обеспечен средствами индивидуальной защиты от ультрафиолетового излучения (очки-консервы, спецодежда). В жилых комнатах, дезотделении, санпропускнике, в умывальных отсутствует горячее водоснабжение.
Не организовано проведение профилактической обработки помещений против насекомых, а также дезинфекционной обработки в целях профилактики коронавирусной инфекции. Обслуживающий персонал обеспечен спецодеждой не в полном объеме, данные о прохождении специального медицинского обследования и гигиенического обучения отсутствуют.
В нарушение пунктов 4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24, в учреждении отсутствует производственный контроль качества питьевой воды.
В ЦВСИГ УМВД России по Тульской области расположен медицинский пункт, в котором иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается медицинская помощь. При этом в нарушение пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 1.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" УМВД России по Тульской области не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности в ЦВСИГ УМВД России по Тульской области.
В ходе проверки также установлено, что в учреждении не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности.
В нарушение статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 21, 23к, 24, 35, 42а, 42в, 50, 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, Свода правил 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России 25 марта 2009 года N 175, Свода правил 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года, пункта 6.18 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", в специальном учреждении автоматическая пожарная сигнализация и система установок пожарной защиты находятся в неисправном состоянии; не проведены работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий; на дверях 1 и 2 этажей, ведущих из коридоров на лестничный марш, отсутствуют устройства для самозакрывания; не обеспечена возможность свободного открывания дверей эвакуационных выходов изнутри без ключа в двухэтажном корпусе; под лестничным маршем расположено подсобное помещение; в комнатах, где содержатся иностранные граждане и лица без гражданства, монтаж электрической проводки выполнен с нарушением установленных требований; светильники эксплуатируются без колпаков; дымовентиляционные каналы не прочищены; лицо, ответственное за пожарную безопасность, не обучено пожарно-техническому минимуму; не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц; не выполнены работы по планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты зданий и сооружений. Допущено курение в неотведенных для этого местах.
В целях устранения нарушений, а также причин и условий, им способствующих, прокуратурой Тульской области начальнику УМВД России по Тульской области 17 апреля 2020 года внесено представление.
Ввиду того, что нарушения не были устранены административным ответчиком, прокурор Тульской области обратился в суд с указанным административным иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным ответчиком нарушены условия содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тульской области иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 18 июля 2016 года N "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управление за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области" за УМВД России по Тульской области на праве оперативного управления закреплено следующее федеральное недвижимое имущество: контора общей площадью 212, 9 кв. м с инвентарным номером N, жилой корпус 2 отделения общей площадью 357, 9 кв. м с инвентарным номером N, главный корпус с пристройкой общей площадью 1 450, 6 кв. м с инвентарным номером N, расположенные по адресу (место нахождения): "адрес".
Положением о ЦВСИГ УМВД России по Тульской области, утвержденным приказом УМВД России по Тульской области от 18 марта 2017 года N 91, установлено, что центр является структурным подразделением УМВД России по Тульской области, специальным учреждением, предназначенным для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.
Согласно указанному Положению центр должен осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЭ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, правовыми актами УМВД России по Тульской области, а также настоящим Положением.
В силу частей 2, 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства должны содержаться в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан.
Согласно пунктам 5, 7.14.8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы", Указу Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" содержание в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, отнесено к ведению Министерства внутренних дел и его территориальных органов.
Условия и порядок содержания (пребывания), вопросы первичного медико-санитарного обеспечения иностранных граждан в специальных учреждениях установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 1306.
В силу статьи 11, части 1 статьи 24, части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 3, 19 Правил юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, создавать в специальных учреждениях бытовые условия для содержащихся иностранных граждан, отвечающие требованиям гигиены, санитарной и пожарной безопасности. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции доводы административного ответчика о том, что СанПиН 2.1.2/3041-96 утвержденный Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 12 января 1996 года N 1, и Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, утратили силу, обоснованно отклонены, и на правильность постановленных судебных актов они не влияют.
На момент принятия решения Центральным районным судом города Тулы указанные положения являлись действующими.
Санитарные правила и нормы "СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2, Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, содержат аналогичные правовые нормы положениям, закрепленным в ранее действовавших правовых актах.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что наличие лицензии N на осуществление медицинской деятельности, полученной 23 декабря 2020 года после принятия оспариваемого решения от 2 декабря 2020 года, не является основанием для отмены решения и свидетельствует о его исполнении УМВД России по Тульской области.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного акта апелляционной инстанции, постановленного в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тулы от 2 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.