Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мыльниковой П.Т. на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мыльниковой П.Т. к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным в части решения городской межведомственной комиссии от 15 октября 2020 года N 11 по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, возложении обязанности провести комиссионное обследование жилого дома.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мыльникова П.Т. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение городской межведомственной комиссии администрации городского округа город Воронеж от 15 октября 2020 года N 11, оформленное в форме протокола, в части вопроса N 3 об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию жилого "адрес" непригодным для проживания (аварийным), возложить обязанность провести комиссионное обследование жилого дома по названному адресу на предмет его пригодности для проживания.
В обоснование заявленных требований указала, что проживает и является собственником 5/222 доли в праве на жилой дом по адресу: "адрес" В марте 2021 года в чердачном помещении дома произошел пожар. В силу своего физического состояния дом является аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 9 июля 2020 года признано незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж по отказу Мыльниковой П.Т. созвать межведомственную комиссию для принятия в отношении названного жилого дома решения, предусмотренного пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N 47). На администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность не позднее двухнедельного срока с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос по заявлению Мыльниковой П.Т. и о результатах исполнения решения суда сообщить не позднее одного месяца в суд и административному истцу.
15 октября 2020 года городская межведомственная комиссия администрации городского округа Воронеж рассмотрела заявление административного истца о предоставлении государственной услуги и вынесла решение, согласно которому собственникам жилого "адрес" рекомендовано представить на рассмотрение межведомственной комиссии заключение специализированной организации, являющейся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, указанное в пункте 44, 45 Положения N 47, учитывая, что жилой дом является памятником культурного наследия регионального значения.
Полагая права нарушенными, административный истец обратилась в суд.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 25 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 декабря 2021 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2022 года, Мыльникова П.Т, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Полагает, что пункт 45 Положения N 47 не возлагает на лиц, проживающих в жилых помещениях безусловную обязанность в случае обращения с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания представлять иные документы, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, поскольку администрация вправе самостоятельно провести экспертизу на предмет аварийности дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы имеются.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мыльникова П.Т. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", является собственником 5/222 доли в праве на многоквартирный жилой дом.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 9 июля 2020 года признано незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж по отказу Мыльниковой П.Т. созвать межведомственную комиссию для принятия в отношении названного выше жилого дома решения, предусмотренного пунктом 47 Положения N 47.
На администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность не позднее двухнедельного срока с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос по заявлению Мыльниковой П.Т. о признании непригодным для проживания жилого дома по адресу: "адрес" соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.
15 октября 2020 года городская межведомственная комиссия администрации городского округа Воронеж, исполняя решение суда, при рассмотрении заявления административного истца о предоставлении муниципальной услуги от 29 января 2020 года, с приложенными к нему документами, решение в соответствии с пунктом 47 Положения N 47 не приняла, а возложила на собственников многоквартирного дома обязанность представить в межведомственную комиссию заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемое в части вопроса N 3 решение органа местного самоуправления является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов административного истца. Для рассмотрения вопроса о пригодности или непригодности для проживания спорного жилого дома собственниками помещений необходимо за свой счет провести необходимую оценку состояния жилого дома специализированной организацией и представить соответствующее заключение в межведомственную комиссию.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, как основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).
Согласно пункту 47 Положения N 47 по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в названном Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Содержащийся в указанном пункте перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Возлагая на административного истца обязанность представить заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, межведомственная комиссия фактически отказала в предоставлении муниципальной услуги и не приняла одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения N 47, несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда от 9 июля 2020 года, которым на нее такая обязанность возложена и фактически исключила возможность обследовать жилые помещения в индивидуальном доме на основании и в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", что привело к ущемлению прав административного истца.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.
Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем 3 пункта 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанные в абзаце 5 пункта 7 Положения.
Согласно абзацу 3 пункта 44 Положения определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям отнесено к усмотрению комиссии.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Таким образом, иных решений либо условий для принятия решения Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного жилого дома. Принятое межведомственной комиссией решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заявления. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заявления и вынесла формальное решение об истребовании документов. Непредставление, либо невозможность представления собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса соответствии жилого дома (помещения) установленным в Положении N 47 требованиям.
Судебная коллегия также обращает внимание, что оспариваемое решение принято с учетом того, что дом, где проживает административный истец, относится к памятникам культурного наследия регионального значения, однако указанное обстоятельство судом не устанавливалось; материалы административного дела не содержат сведений о технических характеристиках жилого "адрес", составе жильцов и принадлежности им жилых помещений, а также доказательств, какие документы были представлены Мыльниковой П.Т. с заявлением на заседание городской межведомственной комиссии.
В связи с изложенными обстоятельствами, приведенными нормами материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора допущено существенное нарушение норм материального права, не установлены все имеющие для дела обстоятельства, в связи с чем оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 августа 2021 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Мыльниковой П.Т. к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным в части решения городской межведомственной комиссии от 15 октября 2020 года N 11 по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, возложении обязанности провести комиссионное обследование жилого дома направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Воронежа.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.