Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Игнатьева Ю.Г. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о признании незаконным бездействие по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей во время перевозки.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области Бужака А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Игнатьева Ю.Г. - Петрова Р.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Игнатьев Ю.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по необеспечению надлежащих условий его содержания под стражей во время перевозки из ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области и транзитного пребывания по пути следования в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей и понесённые расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Игнатьев Ю.Г. назначенное ему приговором суда наказание сначала отбывал в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, а 8 апреля 2019 года для дальнейшего отбывания наказания направлен в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области. Транспортировка Игнатьева Ю.Г. в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области осуществлялась в период с 8 по 18 апреля 2019 года в 2 этапа. На протяжении всего маршрута движения (около 180 км) административного истца перевозили в специальном тюремном фургоне (автозаке), оборудованном для перевозки заключенных, на базе грузового автомобиля " "данные изъяты"". Во время перевозки в глухом (без окон) металлическом отсеке автозака, наполненном людьми и багажом, было душно и тесно, возможности пошевелиться не имелось, страдал от ограниченной вентиляции и холода, освещение было очень тусклым. По пути следования 11 суток (с 8 по 18 апреля 2019 года) содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, содержался в здании режимного корпуса N в камере N, расположенной в подвальном помещении (на цокольном этаже). Условия содержания в камере были очень плохими, находиться в ней было тяжело физически и психологически, испытывал дефицит жизненного пространства. Доступная площадь камеры для заключенных составляла не более 47 кв.м, при этом вместе с административным истцом в ней содержалось в среднем 20-25 человек (1, 8-2, 3 кв.м на человека).
Большая часть камеры занята железными двухъярусными кроватями, железным столом и скамьей, приваренными к полу, а также туалетом и рукомойником, кровати ржавые, старые и спать на них было больно, горячей и питьевой воды в камере не было, душ отсутствовал, отопление не работало, в связи с чем в камере было холодно и сыро; камера находилась в антисанитарном состоянии: стены и потолок в ней почерневшие, в разводах, грибке и плесени, трубы, проходящие по полу, протекали, плохо вентилировались из-за решёток и внутреннего отсекателя, окна почти не открывались, а искусственная вентиляция не работала. Указывал, что большинство заключённых были курящими, в результате чего в камере постоянно накурено; из-за подвального расположения камеры дневной свет в неё почти не проникал; постельные принадлежности выдали сильно изношенные, практически непригодные к использованию; предметы первой необходимости не выдавали; на прогулку выводили в небольшие прогулочные дворики, которые были грязными; питание скудным, низкого качества и недостаточным; завтрак раздавали слишком рано - в 5 часов утра, в то время как согласно установленному в СИЗО-1 распорядку дня с 22 часов вечера до 06 часов утра заключенные имеют право на непрерывный восьмичасовой сон.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 июня 2021 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22 сентября 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России в части нарушения условий содержания Игнатьева Ю.Г. в ФКУ СИЗО-1, не отвечающих коммунально-бытовым требованиям к норме санитарной площади в период с 8 апреля 2019 года по 18 апреля 2019 года. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Игнатьева Ю.Г. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22 сентября 2021 года резолютивная часть решения Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 июня 2021 года дополнена указанием на взыскание с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Игнатьева Ю.Г. судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей. В удовлетворении требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в большем размере отказано.
В кассационной жалобе, поданной 22 декабря 2021 года через Советский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 18 января 2022 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывают на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих не соблюдение минимальной санитарной площади в камере в отношении Игнатьева Ю.Г.; решение суда первой инстанции не содержит формулировки о незаконности действий административных ответчиков; а практика Европейского суда по правам человека не может быть применима к судопроизводству Российской Федерации, поскольку законодательно в Российской Федерации судебный прецедент не является официальным источником права.
Иные лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда, установилфакты нарушения условий содержания административного истца следующего транзитом в течение 11 дней с 8 апреля 2019 года по 18 апреля 2019 года в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области. В частности, нарушения установленной нормы санитарной площади (менее 4-х квадратных метров на человека), связанных с постоянной нехваткой личного пространства, нарушения нормальных коммунально-бытовых условий. Кроме того, установлено отсутствие основания для удовлетворения требований в части признания незаконным действий (бездействия) сотрудников УК ГУФСИН по Нижегородской области при его конвоировании (этапировании) из ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и транзитного пребывания по пути следования в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Из материалов дела следует, что Игнатьев Ю.Г, содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области 11 дней: с 8 апреля 2019 года по 18 апреля 2019 года в камере N, площадью 53, 8 кв.м, в которой имеется 26 спальных мест, и в указанной период содержалось от 2 до 25 человек.
Через ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец следовал транзитом и 18 апреля 2019 года убыл в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области для отбывания наказания в соответствии с приговором суда.
8 апреля 2019 года Игнатьев Ю.Г. конвоировался плановым караулом, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по Нижегородской области из ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, в специальном автомобиле марки N", где размещался совместно с 6 осужденными аналогичного режима содержания в большой камере N, время в пути составило 2 часа 10 минут.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец конвоировался плановым караулом, назначенным от ФКУ УК ГУ ФСИН России по "адрес" из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по "адрес" в ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по "адрес" в специальном автомобиле марки N, где размещался в малой камере N (бокс), время в пути составило 3 часа.
Специальные автомобили, предназначенные для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марки N оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой. Размеры больших камер спецавтомобилей марки " N длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см. Размеры малых камер спецавтомобиля марки N: длина - 62 см, ширина - 52 см, высота - 174 см. Кузова специальных автомобилей изготавливаются многослойными (метал, утеплитель, метал), что исключает нагрев камеры солнечными лучами или переохлаждение в зимний период. Камеры дополнительно оборудованы системами принудительной вентиляции, предназначенными для регулируемого обдува помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха от - 50 до +50°С. Кроме того, при необходимости приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционный люк в крыше кузова спецавтомобиля.
В соответствии с отметками начальника караула по мониторингу температурного режима в специальном автомобиле 18 апреля 2019 года средняя температура воздуха составляла 21 °С, в то время когда средняя температура окружающей среды составляла 8 °С. Специальный автомобиль, в котором конвоировался Игнатьев Ю.Г, оборудован отопительной системой "Планар 8ДМ-24", предназначенной для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до - 45°С. Освещение больших камер вышеуказанного специального автомобиля марки N осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 Ватт.
Согласно подпункту 1.21.1. пункта 1.21. (Требования к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей) приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), требования Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций N 14 и 16 (в части оборудования ремнями безопасности) к рабочим салонам специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не применяются.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтенгента, используемый в уголовно-исполнительной системе, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
Специальный автомобиль, в котором перевозился заявитель, был технически исправен, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальника караула в приеме специального автомобиля в путевой ведомости. Жалоб и заявлений от осужденного Игнатьева Ю.Г. на период конвоирования не поступало.
В период с 8 апреля 2019 года по 18 апреля 2019 года Игнатьев Ю.Г. содержался в камере N ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, площадью 53, 8 кв.м, в которой имеется 26 спальных мест и содержалось от 2 до 25 человек.
18 апреля 2019 года административный истец убыл в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области для отбывания наказания в соответствии с приговором суда.
Из ответа прокуратуры Нижегородской области следует, что представлений прокуратуры за период содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области административного истца, не имелось.
Судами установлен факт ненадлежащего содержания Игнатьева Ю.Г. в течение 11 дней в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в камере в части нарушения установленной нормы санитарной площади (менее 4-х квадратных метров на человека).
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьёй 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189.
Довод кассационной жалобы о том, что санитарная норма жилой площади в камере соответствовала положениям закона, несостоятелен.
Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (частью 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Административный истец приговором Иркутского областного суда от 13 июня 2017 года (с учётом последующего изменения) осуждён за совершение преступления, предусмотренного пунктом "а" статьи 102 Уголовного кодекса РСФСР (в редакции Закона Российской Федерации от 29 апреля 1993 года N 4901-1) к 9 годам 11 месяцев лишения свободы, на основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности преступлений, путем частичного сложения данного наказания с наказанием по приговору от 5 июня 2006 года, административный истец приговорён к 24 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Главой 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентированы условия отбывания наказания в исправительном учреждении.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров (часть 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в указанный Игнатьевым Ю.Г. период он являлся осужденным, в соответствии с приведенными положениями норма жилой площади в камере, в которой он содержался в период с 8 апреля 2019 года по 18 апреля 2019 года, не могла быть меньше 2 кв.м. Однако с учетом площади камеры, количества содержащихся в ней лиц, на одного содержащегося в камере приходилось менее установленной нормы.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Игнатьева Ю.Г, поскольку на осужденных, переведенных в следственный изолятор, действие Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", распространяется в части порядка их содержания, а условия содержания должны соответствовать условиям, которые они имели при отбывании наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к изменению оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.