Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Фабиева А.С. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Российской Федерации по Нижегородской области, Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11" Главного управления Федеральной службы наказаний по Нижегородской области по доверенностям Романовой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фабиев А.С. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконными действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по его содержанию в названном учреждении с 26 сентября 2006 года по 19 декабря 2017 года с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового обеспечения; взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000 рублей.
Требования мотивировал тем, что в период его содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с 26 сентября 2006 года по 19 декабря 2017 года, где он отбывал наказание по приговору суда, ему не были обеспечены надлежащие условия содержания, а именно, не были созданы бытовые условия, соответствующие требованиям гигиены и санитарии; не обеспечено соблюдение нормы жилой площади в расчете на одного осужденного; комната воспитательной работы, бытовая комната, горячая вода отсутствовали; комнаты приема пищи и хранения вещей осужденных имели недостаточную площадь; отсутствовало необходимое количество рукомойников, напольных чаш (унитазов); организация питания в столовой была крайне неудовлетворительная, питание плохое, пища низкого качества; вещевое обеспечение являлось недостаточным, постельное белье, предметы первой необходимости и средства личной гигиены выдавались нерегулярно в минимальном количестве.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 3 ноября 2020 года административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий содержания Фабиева А.С. в период с 26 сентября 2006 года по 19 декабря 2017 года в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Фабиева А.С. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 9 000 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения суда в абзацах 2, 3 изложена в следующей редакции:
"Признать незаконными бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Фабиева А.С.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Фабиева А.С. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 250 000 рублей".
В остальной части решение Борского городского суда Нижегородской области от 3 ноября 2020 года оставлено без изменения.
По административному делу ранее административным истцом Фабиевым А.С. была подана кассационная жалоба, которая кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 года оставлена без удовлетворения, а решение Борского городского суда Нижегородской области от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года - без изменения.
В кассационной жалобе, направленной 26 ноября 2021 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, поступившей 19 января 2022 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в лице представителя Романовой А.А. просили отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указали, что за весь период отбывания наказания в исправительном учреждении административной истец содержался в условиях, допускающих перелимит в отрядах, незначительное количество; нарушение нормы площади на одного человека допускалось в размере 0, 1 кв.м, что свидетельствует о незначительности допущенного нарушения; для устранения недостатков была проведена работа по увеличению жилой площади учреждения путем перепланировки помещений; доказательств иных указанных административным истцом нарушений условий содержания предъявляемым требованиям, материалы дела не содержат; действия администрации направлены исключительно на создание благоприятных условий для осужденных, в том числе и для административного истца.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Удовлетворяя административный иск в части и признавая нарушения условий содержания, а также присуждая компенсацию в размере 9 000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что в период отбывания Фабиевым А.С. наказания в исправительном учреждении отсутствовало в достаточном объеме санитарно-техническое обеспечение (умывальники, унитазы, мебель), имело место нарушение санитарно-эпидемиологических требований, минимальная площадь жилого помещения в период отбывания Фабиевым А.С. наказания в разных отрядах не соответствовала предъявляемым требованиям, имело место превышение численности осужденных при недостаточной площади помещения.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части размера компенсации, исходил из практики Европейского суда по правам человека, физических и психологических последствий вследствие нахождения в ненадлежащих условиях и пришел к выводу, что взысканный размер компенсации является заниженным. При определении размера компенсации учитывались характер и продолжительность нарушений, данные о личности осужденного, требования разумности и справедливости, отсутствие доказательств ненадлежащих условий содержания Фабиева А.С. в течение ряда периодов отбывания им наказания, отсутствие в представлениях прокурора с 17 июня 2016 года по 27 февраля 2017 года указания на отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека в отряде N 8, в котором содержался административный истец, а также факт принятия исправительным учреждением мер к устранению нарушений условий содержания осужденных.
Также посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции относительно периода бездействия административных ответчиков в связи с недоказанностью бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении за весь период содержания Фабиева А.С. в исправительном учреждении с 26 сентября 2006 года по 19 декабря 2017 года.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Согласно положениям части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фабиев А.С. в период с 26 сентября 2006 года по 19 декабря 2017 года отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 8 декабря 2017 года на основании статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации освобожден условно-досрочно на 2 года 2 месяца 20 дней.
По прибытии в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределен для проживания в отряд N 10, в котором содержался с 29 сентября 2006 года по 18 октября 2006 года, затем в период общей продолжительности пребывания в исправительном учреждении Фабиев А.С. неоднократно переводился в другие отряды.
Так, Фабиев А.С. содержался: в отряде N 7 - с 18 октября 2006 года по 6 февраля 2008 года; в отряде N 5 - с 6 февраля 2008 года по 19 октября 2008 года; в отряде N 9 - с 19 октября 2008 года по 7 декабря 2008 года; в отряде N 10 - с 7 декабря 2008 года по 16 сентября 2009 года; в отряде N 5 - с 16 сентября 2009 года по 17 сентября 2009 года; в отряде N 6 - с 17 сентября 2009 года по 11 октября 2009 года; в отряде N 3 - с 11 октября 2009 года по 1 февраля 2011 года; в отряде N 5 - с 1 февраля 2011 года по 20 июля 2011 года; в отряде N 3 - с 20 июля 2011 года по 7 февраля 2012 года; в отряде N 7 - с 7 февраля 2012 года по 12 апреля 2012 года; в отряде N 3 - с 12 апреля 2012 года по 2 августа 2012 года; в отряде N 4 - с 2 августа 2012 года по 2 декабря 2012 года; в отряде N 1 - с 2 декабря 2012 года по 13 февраля 2014 года; в отряде N 8 - с 13 февраля 2014 года по 14 октября 2014 года; в отряде N 4 - с 14 октября 2014 года по 2 декабря 2014 года; в отряде N 8 - с 2 декабря 2014 года по 19 декабря 2017 года.
Приходя к выводу о наличии оснований для присуждения Фабиеву А.С. компенсации, суды указали на то, что условия его содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не соответствовали установленным требованиям, так как имели место постоянный дефицит личного пространства, невозможность прибывать в безопасных, нормальных санитарно-гигиенических условиях, отправлять в нормальных условиях естественные надобности, принимать пищу, приготовленную с соблюдением санитарных норм и правил.
При этом судами отмечено, что Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, по результатам которых в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области вносились соответствующие представления, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.
Так, из материалов дела усматривается, что представлением Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 10 октября 2007 года N 1-6-2008 установлено, что в нарушение части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в помещениях отряда и карантина выявлена недостаточная материально-бытовая обеспеченность осужденных. В помещениях отряда N 7 не достает 52 табуретов, 1 унитаз находится в нерабочем состоянии; в нарушение требований статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также других санитарных норм и правил, противоэпидемиологического режима в столовой исправительного учреждения не соблюдается технология мытья столовой и кухонной посуды, имеющиеся инструкции по правилам мытья посуды не соответствуют СП 2.3.6.1079-01; на бачках для приготовления пищи и бачках для сбора отходов стерта маркировка; также нарушаются условия хранения разделочного инвентаря; в неудовлетворительном состоянии находятся стеллажи для хранения кухонной посуды; в помещениях столовой отмечается наличие тараканов, что требует проведения внеочередной дезинсекционной обработки. Указанные нарушения могут послужить возникновению и распространению различных возбудителей инфекционных заболеваний, следствием которых могут быть массовые заболевания или отравления среди осужденных, что создает опасность причинения вреда их здоровью.
На представление прокурора ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 23 ноября 2007 года была представлена справка об устранении нарушений, из содержания которой следует, что недостатки в обеспеченности материально-бытовым имуществом осужденных устранены, путем создания ремонтного участка коммунально-бытового обеспечения, в котором ремонтируются тумбочки и производятся табуреты; отремонтированы нерабочие унитазы, в целях соблюдения технологии мытья столовой и кухонной посуды осужденными были проведены инструктивные занятия, обновлена маркировка на бачках для приготовления пищи, изготовлены новые стеллажи для хранения кухонной посуды, проведена внеочередная дезинсекционная обработка, выдача пищи производится только после разрешения медицинского работника. Также представлен приказ от 19 ноября 2007 года N 194 о наказании сотрудников колонии, в том числе за нарушение требований санитарно-эпидемиологического надзора за столовой для спецконтингента.
30 апреля 2008 года, в период нахождения Фабиева А.С. в отряде N 5 (с 6 февраля 2008 года по 19 октября 2008 года - 8 месяцев 13 дней) Нижегородским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ГУФСИН России по Нижегородской области внесено представление N 1-6-2008, которым установлено, что при лимите наполнения ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 1 260 человек на момент проведения содержалось 1 504 осужденных, то есть лимит наполнения превышен на 244 человека. В отряде N 5 содержится 122 осужденных, при этом в отряде не обеспечены умывальниками (рукомойниками) 72 осужденных, тумбочками 44 осужденных, табуретами 23 осужденных. В отрядах количество унитазов несоразмерно меньше количеству содержащихся в них осужденных. Площадь отряда N 5 составляет 166, 6 кв.м, с учетом количества содержащихся в отряде осужденных на момент проведения прокурорской проверки 244 человека, площадь на одного осужденного приходилась по 1, 4 кв.м на человека, что менее нормы установленной в 2 кв.м.
16 июня 2008 года на представление прокурора ГУФСИН России по Нижегородской области направлена справка об устранении нарушений законов в деятельности исправительного учреждения, согласно которой недостаток в части обеспечения осужденных жилой площадью в соответствии с нормами является следствием перелимита учреждения; для создания дополнительных площадей в размере 582 кв.м необходимо строительство новых общежитий, общей стоимостью 17 млн. рублей, однако такими средствами ГУФСИН по Нижегородской области не располагает. С целью снижения численности спецконтингента в учреждении в ФСИН России направлено письмо от 25 марта 2008 года с просьбой временно приостановить направление в учреждение осужденных бывших сотрудников правоохранительных органов, в результате чего прекращено направление осужденных общего режима, строгого режима из других субъектов Российской Федерации. Прорабатывается вопрос об установке дополнительных умывальников и унитазов в соответствии с нормами положенности, утвержденными действующим законодательством.
В период содержания Фабиева А.С. в отряде N 10 с 7 декабря 2008 года по 16 сентября 2009 года (9 месяцев 9 дней) прокурором вносилось представление от 12 мая 2009 года, из которого следует, что норма жилой площади на одного осужденного в учреждении не соблюдается; в отряде N 10 на одного осужденного приходится 1, 6 кв.м; установленные нормы материально-бытового обеспечения в учреждении не выполняются, тумбочками не обеспечены 340 осужденных, что составляет 29, 81% от общего числа осужденных, табуретами не обеспечены 604 осужденных, что составляет 23, 87% от общего числа осужденных, рукомойниками по установленным нормам не обеспечены 604 осужденных, что составляет 42, 41% от общего числа осужденных; сотрудники колонии поставили отметки в журнале контроля качества пищи, не проверяя фактическую пригодность пищи к употреблению, что недопустимо.
17 сентября 2009 года исправительным учреждением направлены сведения об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, из которых следует, что для увеличения площади и приведения в норму 2 кв.м на одного осужденного ведется работа по увеличению площади отрядов N 1 и 2 и участка колонии-поселения, изыскиваются возможности для приобретения недостающих рукомойников, для обеспечения тумбочками и табуретами проводится работа с УТО ГУФСИН Росси по Нижегородской области, на базе учреждения работает столярная мастерская. С целью устранения недостатков в части материально-бытового обеспечения, на базе учреждения, в целях продления сроков эксплуатации казарменного инвентаря, создана ремонтная мастерская.
С 11 октября 2009 года по 1 февраля 2011 года (1 год 3 месяца 21 день) Фабиев А.С. содержался в отряде N 3, в период с 1 февраля 2011 года по 20 июля 2011 года в отряде N 5 (5 месяцев 19 дней), в указанный период в адрес исправительного учреждения вносились представления прокуратурой об устранении нарушений закона.
20 апреля 2010 года заместителем Нижегородского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено представление N 4-2-2010 в адрес начальника ФБУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, из которого следует, что установленные нормы материально-бытового обеспечения не выполняются, указанный отряд не обеспечен в надлежащем количестве рукомойниками. В отряде N 3 осужденные не обеспечены необходимой материально-бытовой базой для проведения воспитательной работы, так как ввиду переполнения жилых секций помещения для воспитательной работы используются для проживания осужденных; в отрядах, в том числе отряде N 3, численность осужденных превышает 100 человек; в столовой учреждения в горячем цехе отсутствуют вытяжные зонты, вытяжная вентиляция не работает, имеется и ряд других нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Представлением Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях N 4-2-11 от 20 апреля 2011 года также установлены аналогичные нарушения условий содержания в отряде N 5, в том числе установленная норма жилой площади на одного осужденного не соблюдается; на 1 человека приходится 1, 67 кв.м.; не соблюдаются требования материально-бытового обеспечения, осужденные не обеспечены надлежащим количеством рукомойников; штат медицинской части исправительного учреждения не соответствует требованиям, установленным приказом ФСИН России от 17 февраля 2008 года N 154; невыполнение требований о штатах медицинской численности приводит к существенному увеличению нагрузки на медицинских работников, что не способствует оказанию своевременной и качественной медицинской помощи.
В период содержания Фабиева А.С. в отряде N 3 с 12 апреля 2012 года по 2 августа 2012 года (4 месяца 10 дней), в отряде N 4 с 2 августа 2012 года по 2 декабря 2012 года (4 месяца), в отряде N 8 в период с 13 февраля 2014 года по 14 октября 2014 года (8 месяцев 1 день) и с 2 декабря 2014 года по 9 декабря 2017 года (3 года 17 дней) в ходе проведения Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверок деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области были выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения, а именно по норме жилой площади на каждого осужденного, по нормам материально-бытового обеспечения в учреждении, в связи с чем вносились представления от 5 мая 2012 года N 4-2-2012, от 10 октября 2012 года N 4-2-2012, от 23 апреля 2014 года N 4-2-2014, от 30 декабря 2014 года N 4-2-2014, от 22 июня 2015 года N 4-2-2015, от 15 мая 2017 года N 4-2-2017.
Согласно представлению от 17 июня 2016 года N 4-2-2016 года в отряде N 8 осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, напольными чашами (унитазами); часть работников столовой, жилой зоны работали без головных уборов; в помещении мясорыбного цеха в холодильной камере для хранения рыбы не соблюдается товарное соседство: хранится совместно сырая и готовая продукция (творог).
Кроме того, в помещениях стационара филиала "Медицинская часть N 6" ФКУЗ МСЧ-N 52 ФСИН России имеются дефекты в отделке, в столовой промышленной зоны в комнате мойки посуды на потолке и стенах имеются следы выпадения рустов, на продовольственном складе, овощехранилище и складе для хранения муки уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, стены покрыты паутиной, режим мытья торгового инвентаря (ножи, совки, доски) ручным способом не соблюдается, режим дезинфекции торгового инвентаря не проводится, моечные ванны для мытья торгового инвентаря отсутствуют, инструктивный материал применяемых средств для мытья и дезинфекции торгового инвентаря отсутствует, хранение круп осуществляется в не оборудованном складском помещении с отсутствием полового покрытия (засыпной), под подтоварниками много рассыпанного зерна и крупы, нет условий для проведения качественной уборки. На складе хранения муки не исправно искусственное освещение.
При проведении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях комплексной проверки деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в 2017 году выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения действующего законодательства, отраженные в представлении от 27 февраля 2017 года N 4-2-2017.
Таким образом, судами установлены факты содержания Фабиева А.С. в ненадлежащих условиях, установленные нарушения с учетом их характера и длительности повлекли причинение административному истцу физических и нравственных страданий, унижений его человеческого достоинства.
Поскольку содержание административного истца в ненадлежащих условиях явилось следствием бездействия со стороны административных ответчиков, которые на протяжении достаточно длительного периода мер для устранения имеющихся недостатков не предпринимали, доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской и ФСИН России об обратном не могут быть признаны состоятельными.
То обстоятельство, что на территории исправительного учреждения были введены в 2017 году два здания общежитий и ряд осужденных были переведены в другие исправительные учреждения для дальнейшего отбывания наказания при наличии установленных по делу обстоятельств не свидетельствуют о том, что администрация исправительного учреждения совершала и осуществляла исчерпывающие действия и мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для осужденных, и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных решений.
Ссылка заявителей в жалобе на несущественность допущенных нарушений условий содержания административного истца, частичное восполнение нарушений условий его содержание не опровергают выводы судов и не влекут отмену судебных актов, поскольку считать допущенные нарушения с учетом их характера, продолжительности несущественными и в какой-то мере восполненными оснований не имеется.
Ссылка в жалобе на представления прокуратуры, которыми не был выявлен перелимит в отрядах, в которых содержался Фабиев А.С, также не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных постановлений, так как необеспеченность административного истца нормой санитарной площади на одного человека установлена судом на основании представлений прокуратуры, приведенных в качестве доказательств в судебных актах, кроме того, представлениями установлены и иные нарушения условий содержания Фабиева А.С. в исправительном учреждении.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказания, Государственного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11" Государственного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.