Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Винковатова А.В, Винковатовой Ю.В. на решение Ленинского районного суда города Курска от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Винковатова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, государственному регистратору Неструевой О.А. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Винковатов А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе государственного кадастрового учета от 16 ноября 2020 года N.
В обоснование административных исковых требований указал, что является владельцем земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" Административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границы и площади земельного участка. Уведомлением Управления Росреестра по Курской области от 28 октября 2020 года государственная регистрация права приостановлена, а уведомлением от 16 ноября 2020 года в государственной регистрации права отказано, поскольку конфигурация земельного участка отличается от предоставленной в межевом плане. Полагает, отказ в регистрации права незаконным и нарушающим права Винковатова А.В.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 4 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 июля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 декабря 2021 года почтой через Ленинский районный суд города Курска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2022 года, Винковатов А.В, Винковатова Ю.М. просят отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что нарушения конкретных требований закона к форме и содержанию межевого плана от 26 октября 2020 года в отказе не указаны, а несоответствие конфигурации и площади земельного участка в качестве оснований к отказу Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусмотрено. Полагают, что закон дает право на уточнение местоположения границ земельного участка в случае отсутствия в едином государственном реестре сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Фактическая площадь земельного участка превышает номинальную площадь, указанную в правоустанавливающих документах, в пределах допустимой величины.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Курского областного суда, исходил из того, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Курской области соответствует требованиям действующего законодательства, принято уполномоченным лицом, прав административного истца, не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из материалов административного дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 540 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" принадлежит на праве общей совместной собственности Винковатову А.В. и Винковатовой Ю.М. на основании договора купли-продажи от 17 июня 2020 года. Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
6 августа 2020 года Винковатов А.В. и Винковатова Ю.М. обратились в Управление Росреестра по Курской области с заявлением, в котором просили осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 719 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу, приложив межевой план от 4 августа 2020 года.
Уведомлением Управления Росреестра по Курской области от 14 августа 2020 года государственная регистрация прав приостановлена, поскольку необходимо предоставить документ, подтверждающий существование местоположения границ земельного участка и его площади 719 кв.м.
Не согласившись с решением о приостановлении, Винковатов А.В. обращался в апелляционную комиссию с заявлением об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 30 сентября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Из заключения кадастрового инженера следует, что кадастровые работы выполнены в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и (или) площади земельного участка с использованием Проекта застройки, выполненного на основании распоряжения Горисполкома и Облсовпрофа от 13 ноября 1987 года N 377, генеральный план выполнен на топосъемке, составленной Курской городской геослужбой по состоянию на 2 февраля 1988 года.
Уведомлением от 16 ноября 2020 года Винковатову А.В. отказано в государственной регистрации права, так как в правоустанавливающем документе - свидетельстве о праве собственности на землю от 9 сентября 1993 года N 2614 конфигурация и площадь земельного участка отличны от конфигурации и площади земельного участка, указанной в межевом плане от 4 августа 2020 года.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Закона о государственной регистрации сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации в качестве основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав названо, в частности, в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является одним из документов - оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Согласно части 1 статьи 22 названного закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 921, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В данном случае суды установили, что в органе регистрации прав имеется свидетельство о праве собственности на землю от 9 сентября 1993 года N 2614, в котором указана конфигурация и площадь спорного земельного участка 540 кв.м, что соответствует и генплану, в связи с чем более ранний картографический материал, выполненный в 1980 года ФГУП "Южное АГП" Курский филиал, на основании которого составлен межевой план от 4 августа 2020 года с определением площади земельного участка 719 кв.м и иной конфигурации, не может являться основанием для осуществления регистрационных действий по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером N. Более того картографический материал был обновлен 2010 году.
Учитывая приведенные нормы материального права, фактические обстоятельства дела, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель не лишен возможности представить для регистрации права межевой план, отвечающий установленным законом требованиям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки и надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций, они не указывают на обстоятельства, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
Ссылок на нарушение норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационная жалоба не содержит.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Винковатова А.В, Винковатовой Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.