Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных отношений Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Станция дорожного обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" к министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании отдельных положений распоряжения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением министерства имущественных отношений Московской области "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632 (далее - распоряжение) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее - перечень на 2019 год). Распоряжение опубликовано на официальном сайте министерства имущественных отношений Московской области - http://mio.mosreg.ru, а также в официальном печатном издании - газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N 226.
Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год под пунктом 1613 включено нежилое здание с кадастровым номером N, под пунктом 1614 включено нежилое здание с кадастровым номером N, принадлежащие на праве собственности АО "Станция обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" (далее - АО "Мотель Варшавский", Общество), и расположенные по адресу: "адрес"
АО "Мотель Варшавский" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующими названные пункты перечня на 2019 год (в редакции распоряжения министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2-018 года N 15ВР-1818), ссылаясь на то, что спорные здания не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных зданий в перечень на 2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организации в завышенном размере.
Решением Московского областного суда от 18 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года отменено, производство по административному делу прекращено.
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 года отменено, административное дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года, с учетом определения от 17 июня 2021 года об исправлении описки, решение Московского областного суда от 18 декабря 2019 года отменено в части, принято по делу новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований. Признан недействующим с 1 января 2019 года пункт 1613 приложения к распоряжению от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" на 2019 год (в редакции распоряжения от 26 декабря 2018 года N 15ВР-1818). В остальной части решение областного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 16 декабря 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2022 года, министерством имущественных отношений Московской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года в части отмены решения Московского областного суда от 18 декабря 2019 года в части и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, полагает, что судом неверно определены обстоятельства по делу и применены нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, указывает на незаконность и необоснованность состоявшегося по делу судебного акта.
Заявитель указывает, что нахождение спорных зданий на земельном участке с кадастровым N с видом разрешенного использования "строительство многофункциональных торговых комплексов" и размещение в спорных зданиях строительного рынка подтверждается имеющимися в деле доказательствами; считает вывод суда апелляционной инстанции о том, что площадь помещений, предназначенных для торговой деятельности, в здании с кадастровым номером N составляет менее 20% общей площади, не соответствующим действительности, поскольку спорный объект предназначен и фактически используется в торговой деятельности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Мотель Варшавский" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - помещения в нежилых зданиях с кадастровым номером N площадью 1 939, 1 кв.м и кадастровым номером N, площадью 1 713, 9 кв.м. расположенные по адресу: "адрес"
Указанные нежилые здания включены в перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год под пунктами 1613, 1614.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположены спорные объекты недвижимости, предусматривает размещение объектов торговли, в связи с чем пришел к выводу о правомерности включения данных объектов недвижимости в перечень на 2019 год.
Отменяя в части решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что достоверных сведений о расположении нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N в границах земельного участка с кадастровым номером N не имеется; назначение помещений, предназначенных для торговой деятельности, в здании с кадастровым номером N менее 20 процентов его общей площади, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии законных оснований для включения принадлежащего Обществу объекта недвижимости с кадастровым номером N в перечень на 2019 год.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций не имеется.
Согласно положениям статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1); налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установлены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций Московской области" установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 кв.м и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) от 18 марта 2019 года N50-0-1-283/4007/2019-3829 на нежилое здание с кадастровым номером 50:21:0030210:914, данное здание имеет наименование: блок торгово-складских павильонов с3; данные о правообладателе объекта недвижимости отсутствуют.
В состав нежилого здания входят принадлежащие АО "Станция обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" нежилые помещения с кадастровыми номерами: N
Из выписки из ЕГРН от 18 марта 2019 года N 50-0-1-283/4007/2019-3821 на нежилое здание с кадастровым номером N следует, что указанное здание имеет наименование: блок торгово-складских павильонов с5; данные о правообладателе объекта недвижимости отсутствуют.
В состав нежилого здания входят принадлежащие АО "Станция обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе "Мотель Варшавский" нежилые помещения с кадастровыми номерами: N
Факт принадлежности Обществу на праве собственности перечисленных выше нежилых помещений в составе нежилых зданий с кадастровыми номерами N подтверждается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела.
Письмом от 29 июля 2020 года N 01-74/5449 филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области сообщено, что по состоянию на 24 июля 2020 года в ЕГРН по Московской области отсутствуют сведения о земельных участках, в пределах которых расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 2 июня 2021 года N 21-01785/21, объекты недвижимости с кадастровыми номерами N поставлены на кадастровый учет 20 ноября 2012 года без указания фактического местоположения и без привязки к какому-либо земельному участку.
Суд апелляционной инстанции, оценив представление в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отсутствии у административного ответчика законных оснований для включения в перечень на 2019 год спорных объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, поскольку достоверных сведений о расположении нежилых зданий с кадастровыми номерами N в границах данного земельного участка не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта обследование зданий на предмет их фактического использования министерством имущественных отношений Московской области не проводилось.
Представленным административным ответчиком актам N 19/030-П и N 19/031-П обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения от 23 октября 2019 года судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, такие акты обоснованно не были приняты во внимание судом при разрешении дела, поскольку были составлены после издания оспариваемого нормативного акта.
Проанализировав данные технического паспорта на здание с кадастровым номером N, установив, что назначение помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение объектов торговли, суд апелляционной инстанции указал об обоснованности включения указанного объекта перечень на 2019 год. В данной части апелляционное определение не обжалуется.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно составленному Ленинским филиалом ГБУ Московской области "Московское областное БТИ" техническому паспорту по состоянию на 28 декабря 2011 года и экспликации к нему на здание с кадастровым номером N, данное здание имеет наименование: блок торгово-складских павильонов, общая площадь помещений здания по внутреннему обмеру составляет 1 939, 1 кв.м, помещения имеют наименования: склад, торговый зал: общая площадь помещений с наименованием торговый зал составляет 138 кв.м, или 8, 05% от общей площади здания.
Таким образом, поскольку назначение помещений, предназначенных для торговой деятельности в здании с кадастровым номером N менее 20 процентов его общей площади, вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности включения этого объекта недвижимости по указанному основанию в перечень на 2019 год соответствует фактическим обстоятельствам и нормам закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства нахождения спорных зданий на земельном участке с кадастровым номером N были проверены и исследованы судом апелляционной инстанции. Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии достоверных сведений расположения спорных объектов на указанном земельном участке и, следовательно, отсутствии оснований для включения таких объектов в перечень на 2019 год исходя из разрешенного использования земельного участка, основаны на тех доказательствах, которые были представлены в материалы дела, и которым дана надлежащая правовая оценка.
Утверждение в жалобе о том, что площадь помещений, предназначенных и используемых для торговой деятельности, в здании с кадастровым номером N более 20% общей площади здания, основано на предположениях.
При этом акты обследования от 23 сентября 2019 года, на которые ссылается заявитель жалобы в обоснование своей правовой позиции, не имеют правого значения, поскольку составлены они после принятия оспариваемого нормативного правового акта, на что верно обращено внимание суда апелляционной инстанции в обжалуемом судебном акте. Соответствие принадлежащего административному истцу указанного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не установлено.
Доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся по делу доказательств, между тем таким правом давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, установленным обстоятельствам суд кассационной инстанции в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не наделен.
Поскольку судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и, соответственно, для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.