Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства труда и социальной защиты Тульской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Николаенко Ф, М. к министерству труда и социальной защиты Тульской области об оспаривании отказа в постановке на учет для предоставления в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Николаенко Ф.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ министерства труда и социальной защиты Тульской области от 25 ноября 2020 года N в постановке его на учет для бесплатного предоставления земельного участка как многодетного гражданина.
В обоснование заявленных требований указал, что как многодетный гражданин в соответствии с Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно. 27 октября 2020 года административный истец обратился в департамент по вопросам семьи и демографии министерства труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о постановке на учет для бесплатного предоставления земельного участка для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома). Решением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 25 ноября 2020 года в постановке на учет для бесплатного предоставления земельного участка отказано, поскольку такое право было реализовано супругой Николаенко Ю.Н, падчерицей ФИО8, сыном ФИО5, как семьей с ребенком-инвалидом в соответствии с Законом Тульской области от 22 октября 2015 года N 2362-ЗТО "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", а предоставление земельного участка бесплатно возможно однократно. Считал отказ незаконным и нарушающим его права, поскольку ранее земельный участок предоставлялся в общую долевую собственность по 1/3 доли в праве его супруге, ее дочери и их общему сыну. Вместе с тем как многодетный отец право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 2-1 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельного участка в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" не реализовал, по другим основаниям земельный участок не получал.
Решением Советского районного суда города Тулы от 24 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 октября 2021 года решение Советского районного суда города Тулы от 24 мая 2021 года отменено. По делу принято новое решение, которым признано незаконным решение министерства труда и социальной защиты Тульской области от 25 ноября 2020 года об отказе Николаенко Ф.М. в принятии на учет для бесплатного предоставления земельного участка, возложена обязанность рассмотреть заявление Николаенко Ф.М. в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе, поданной 6 декабря 2021 года почтой через Советский районный суд города Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 декабря 2021 года, министерство труда и социальной защиты Тульской области просит отменить апелляционное определение в связи с существенным нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указало, что право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано многодетными гражданами, являющиеся членами одной семьи однократно. Семье Николенко Ф.М. был предоставлен земельный участок в период брака, как семье воспитывающей ребенка-инвалида, используется всеми членами семьи одинаково, вне зависимости от состава и количества граждан, обратившихся за обеспечением земельного участка. Полагает, что поскольку на момент предоставления семье ранее земельного участка Николаенко Ф.М. и Николаенко Ю.Н. состояли в браке, то в отношении предоставленного земельного участка в соответствии с нормами гражданского законодательства действует режим совместной собственности супругов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации, предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.
В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей".
В соответствии со статьей 1 действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Тульской области, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей - учащихся учебных заведений всех форм обучения любых организационно-правовых форм - до окончания обучения или проходящих срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и проживающих с ними на территории области.
Согласно статье 2-2 указанного закона многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность в равных долях многодетному гражданину, его детям, с учетом которых установлено право на получение земельного участка, а также его супругу (супруге) в случае, если он (она) является родителем, усыновителем (удочерителем) этих детей (часть 2).
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. N 2516-О по жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судами установлено и следует из материалов дела, что Николаенко Ф.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в браке с Николаенко Ю.Н.
Николаенко Ф.М. и Николаенко Ю.Н. являются родителями несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО11 постоянно проживающая на территории Тульской области и воспитывающая в семье ребенка-инвалида ФИО8 (в настоящее время ФИО9), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2016 году реализовала право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Тульской области от 25 июня 2015 года N 2314-ЗТО "Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" и Закона Тульской области от 26 октября 2015 года N 2362 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности отдельным категориям граждан в собственность бесплатно".
Распоряжением правительства Тульской области от 23 ноября 2016 года N 997-р Николаенко Ю.Н, включая двоих детей ФИО8, ФИО5 был предоставлен в общую долевую собственность по 1/3 доли бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м.
Размер земельного участка 1500 кв.м является предельным размером, предоставляемым семье воспитывающей ребенка-инвалида, независимо от количества членов семьи.
27 октября 2020 года Николаенко Ф.М. обратился в министерство труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о постановке на учет для бесплатного предоставления земельного участка для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома), то есть с целевым назначением, что и предоставленный Николаенко Ю.Н.
Уведомлением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 25 ноября 2020 года N, Николаенко Ф.М. отказано в постановке на учет для бесплатного предоставления земельного участка со ссылкой на подпункт 3 пункта 5 статьи 2-1 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей", поскольку его супругой Николаенко Ю.Н, падчерицей ФИО8, сыном ФИО5 реализовано право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно как семьей с ребенком-инвалидом в соответствии с Законом Тульской области от 22 октября 2015 года N 2362-ЗТО "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан в собственность бесплатно".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Николаенко Ф.М. права на постановку на учет по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 5 статьи 2-1 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей", в связи с реализацией многодетным гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, поскольку данная мера государственной поддержки носит льготный характер, предоставляется однократно и в интересах всей многодетной семьи, а не каждого гражданина в отдельности.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств предоставления Николаенко Ф.М. земельного участка в собственность бесплатно, в том числе как лицу, имеющему право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Административный истец, на момент предоставления земельного участка Николаенко Ю.Н. в 2016 году с участием детей ФИО8, ФИО5 к числу граждан имеющих трех и более детей не относился, ранее Николаенко Ф.М. земельный участок не предоставлялся. Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации является исключительной компетенцией субъекта Российской Федерации, а закон Тульской области, регулирующий спорные правоотношения, не предусматривает критериев и оснований, позволяющих в данных конкретных условиях применить положения пункта 3 части 5 статьи 2-1 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей".
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Для постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, многодетные граждане подают заявление о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в орган исполнительной власти Тульской области, проводящий на территории Тульской области государственную политику в сфере социальной защиты. В заявлении о постановке на учет указывается испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка (статья 2-1 Закона N 1708-ЗТО Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей").
Согласно части 5 статьи 2-1 Закона N 1708-ЗТО Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" основаниями для отказа в постановке на учет являются: 1) отсутствие у многодетного гражданина права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом; 2) выявление в представленных многодетным гражданином документах недостоверных сведений; 3) реализация многодетным гражданином на день подачи заявления о постановке на учет права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Таких оснований для отказа Николаенко Ф.М. в постановке на учет по пункту 3 части 5 статьи 2-1 Закона Тульской области от 21 декабря 2011 года N 1708-ЗТО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" у административного ответчика не имелось.
Довод кассационной жалобы о том, что право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом, подлежит отклонению.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 1 Закона Тульской области от 25 июня 2015 года N 2314-ЗТО "Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Тульской области, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае если они воспитывают ребенка-инвалида или детей-инвалидов. Для целей настоящего Закона под гражданами, воспитывающими детей-инвалидов, понимаются родители, усыновители (удочерители), проживающие совместно с детьми-инвалидами.
Земельный участок предоставляется в общую собственность (долевую либо совместную) гражданам, воспитывающим ребенка-инвалида или детей-инвалидов (далее - дети-инвалиды), их детям-инвалидам (в том числе достигшим возраста 18 лет), иным кровным либо усыновленным (удочеренным) детям, не достигшим на день обращения за предоставлением в собственность земельного участка возраста 18 лет, проживающим совместно с родителями (пункт 1-1 статьи 2 Закона Тульской области от 25 июня 2015 года N 2314-ЗТО "Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно").
Николаенко Ф.М. не являлся в 2016 году родителем (удочерителем) воспитывающим ребенка-инвалида (ФИО8), право на получение земельного участка бесплатно в соответствии с положениями указанного закона у административного истца не возникло и земельный участок, включая его, не предоставлялся.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о принципе однократности предоставления земельного участка в собственность бесплатно подлежат отклонению, поскольку право Николаенко Ф.М. на получение земельного участка по льготному основанию в качестве меры социальной поддержки, не реализовано, а следовательно, оспариваемым отказом его права нарушены.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленного административного иска основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права. Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемого судебного акта.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 19 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства труда и социальной защиты Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.