Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Мордовия на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 5 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Мордовия) к Абрамову С.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2019 год.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Мордовия обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Абрамова С.Н. задолженность по страховым взносам и пени в размере 21 124 рублей 93 копеек, из которых на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 год в размере 3 633 рублей 22 копеек, пени за период с 1 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в размере 282 рублей 13 копеек; обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2019 год в размере 15 492 рублей 39 копеек, пени за период с 10 января 2019 года по 12 ноября 2020 года в размере 1717 рублей 19 копеек.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Абрамов С.Н. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поскольку с 13 апреля 2018 года состоит на учете и осуществляет деятельность арбитражного управляющего, однако обязанность по уплате страховых взносов в установленный законом срок, не исполнил.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 26 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 5 октября 2021 года судебный акт суда первой инстанции в части взыскания пени и государственной пошлины изменен.
С Абрамова С.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Мордовия взысканы пени, начисленные на недоимку в сумме 13 861 рубля 61 копейки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год за период с 1 января 2020 года по 25 июня 2020 года в размере 355 рублей 78 копеек; пени, начисленные на недоимку в сумме 3250 рублей 78 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год за период с 1 января 2020 года по 25 июня 2020 года в размере 83 рублей 43 копеек, а всего в общей сумме 439 рублей 21 копейки.
С Абрамова С.Н. в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей.
В оставшейся части решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 26 июля 2021 года отменено. Принято новое решение, которым отказано в удовлетворении требований в части взыскания с Абрамова С.Н. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 3 633 рублей 22 копеек, пени в размере 198 рублей 70 копеек; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 15 492 рублей 39 копеек, пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 847 рублей 31 копейки, пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10 января 2019 года по 12 ноября 2019 года в размере 637 рублей 93 копеек.
В кассационной жалобе, поданной 24 декабря 2021 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 января 2022 года, Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Мордовия просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда второй инстанции обстоятельствам административного дела. Указала, что при разрешении спора не было учтено, что с 21 июня 2019 года Абрамов С.Н. начал применять специальный режим "Налог на профессиональный доход", в связи с чем страховые взносы в фиксированном размере начислены до момента постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход. Требование от 13 февраля 2020 года N об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 13861 рублей 61 копейки и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 3250 рублей 78 копеек, пени на общую сумму 152 рублей 87 копеек, с исполнением в срок до 2 апреля 2020 года было направлено налогоплательщику. Абрамову С.Н. начислены страховые взносы в фиксированном размере до момента постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Однако, арбитражный управляющий, получающий доход в качестве вознаграждения при производстве процедур банкротств не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в связи с чем Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Мордовия Абрамову С.Н. 5 ноября 2020 года исчислена (доначислена) оставшаяся сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год - 15492 рублей 39 копеек и оставшаяся сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 3633 рублей 22 копеек. 13 ноября 2020 года административным истцом Абрамову С.Н. направлено требование от 13 ноября 2020 года N об уплате до 29 декабря 2020 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 15 492 рублей 39 копеек и пени за период с 1 января 2020 года по 12 ноября 2020 года, которое не исполнено. Полагает, что процедура взыскания недоимки не нарушена, срок для обращения в суд соблюден. Двойного начисления указанных налогов за 2019 год, не произведено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы имеются.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают начиная с 2017 год страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Абрамовым С.Н. не исполнено требование налогового органа об уплате страховых взносов и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет недоимки и пени произведен верно. Нарушения сроков на обращение в суд за взысканием недоимки, не установлено.
Судья апелляционной инстанции нашел выводы суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом срока обращения в суд с требованиями о взыскании с Абрамова С.Н. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 3 633 рублей 22 копеек, пени за период с 1 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в размере 198 рублей 70 копеек; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 15 492 рублей 39 копеек, пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с 1 января 2020 года по 12 ноября 2020 года в размере 847 рублей 31 копейки, пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год за период с 10 января 2019 года по 20 ноября 2019 года в размере 637 рублей 93 копеек, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам, поскольку требование об уплате страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере должно было бы направлено не позднее 1 апреля 2020 года. Требование об уплате страховых взносов за 2019 год было выставлено лишь 13 ноября 2020 года с пропуском срока. Также пропущен срок на обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа и на обращение в суд, в связи с чем в указанной части решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что указанные выводы судьи апелляционной инстанций противоречат нормам материального и процессуального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Абрамов С.Н. состоит на учёте в качестве арбитражного управляющего с 13 апреля 2018 года и в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.
Абрамов С.Н. зная, что является арбитражным управляющим, возложенную на него законом обязанность по самостоятельному исчислению и уплате страховых взносов, не исполнял.
Величина дохода плательщика Абрамова С.Н. за расчетный период не превышает 300 000 рублей, что подтверждается налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год, следовательно, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составляет 29 354 рублей, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 6 884 рублей, которые подлежали уплате до 31 декабря 2019 года.
С 21 июня 2019 года Абрамов С.Н. начал применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.
Абрамову С.Н. были начислены страховые взносы в фиксированном размере до момента постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, то есть с 1 января 2019 года до 21 июня 2019 года, которые составили на обязательное пенсионное страхование в размере 13861 рубля 61 копейки, на обязательное медицинское страхование в размере 3250 рублей 78 копеек.
Абрамову С.Н. направлено требование от 13 февраля 2020 года N 3120 об уплате за 2019 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 13861 рублей 61 копейки и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3250 рублей 78 копеек, а так же пеней на общую сумму 152 рублей 87 копеек, в срок до 2 апреля 2020 года, которое не исполнено
Таким образом, с момента выявления недоимки налоговым органом требование о ее уплате направлено административному ответчику с соблюдением положений статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России N по "адрес" мировым судьей судебного участка N "адрес" Республики Мордовия от 10 июня 2020 года выдан судебный приказ о взыскании с Абрамова С.Н. задолженности по страховым взносам и пени, в размере указанном выше.
Оплата налогоплательщиком произведена по судебному приказу 14 августа 2020 года.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" не вправе применять специальный налоговый режим лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 6 названного Федерального закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.
Следовательно, арбитражные управляющие, получающие доходы в качестве вознаграждения, при проведении процедур банкротств не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Учитывая изложенное, 5 ноября 2020 года Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Мордовия за период с 21 июня 2019 года по 31 декабря 2019 года Абрамову С.Н. была исчислена оставшаяся сумма страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 15492 рублей 39 копеек и оставшаяся сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 3633 рублей 22 копеек.
13 ноября 2020 года Абрамову С.Н. направлено требование N об уплате до 29 декабря 2020 года недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год (доначисленной) в размере 15 492 рублей 39 копеек и пени за период с 1 января 2020 года по 12 ноября 2020 года, недоимки по страховым взносам на медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 3633 рублей 22 копеек, которое получено налогоплательщиком 14 ноября 2020 года и в установленный срок не исполнено.
Налогоплательщику направлялось требование от 26 июня 2020 га N об уплате пеней по страховым взносам на общую сумму 1077 рублей 14 копеек со сроком исполнения до 24 ноября 2020 года, которое получено 27 июня 2020 года и в установленный срок не исполнено.
С учетом положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации взыскиваемая сумма 3000 рублей превысила с момента направления требования от 13 ноября 2020 года N со сроком для добровольной уплаты до 29 декабря 2020 года, в связи с чем срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа - до 29 июня 2021 года.
Судебный приказ выдан 21 апреля 2021 года, но по заявлению должника отменен определением мирового судьи от 20 мая 2021 года.
11 июня 2021 года подано административное исковое заявление, что соответствует положения пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что налоговым органом срок на обращение в суд не пропущен, также как и срок направления требования, заслуживает внимание.
Пунктом 2 статьи 69, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
С даты выявления недоимки не должны быть превышены совокупные сроки, установленные статьей 48 (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием, при превышении установленной законом суммы), статьей 69 (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки) Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Налоговая проверка (выездная или камеральная) по страховым взносам в отношении Абрамова С.Н. не проводилась, расчеты страховых взносов в фиксированном размере не представлялись.
Инспекции, выявить недоимку сравнением задекларированных сумм страховых взносов с соответствующими платежными документами об их уплате и сведениями о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом не представлялось возможным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Инспекцией составлен документ о выявлении недоимки от 13 ноября 2020 года N.
При исчислении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, суду второй инстанции следовало учитывать положения статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Указ Президента РФ от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)", Указ Президента РФ от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требовании от 13 ноября 2020 года N указан более продолжительный период времени для уплаты Абрамовым С.Н. страховых взносов (до 29 декабря 2020 года). При этом срок исполнения требования (8 рабочих дней) следует исчислять с учетом срока на отправление и получение требования налогоплательщиком, без учета нерабочих дней.
Указанные обстоятельства апелляционной инстанцией проверены не были.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с "Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов", "Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409") предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев.
Судом второй инстанции оценка этому обстоятельству дана не была.
Также не проверено превышены ли совокупные сроки, установленные статьей 48 (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием, при превышении установленной законом суммы), статьей 69 (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки) Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, апелляционное определение нельзя признать законным и в части произведенного перерасчета по пени и государственной пошлины.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 5 октября 2021 года отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 5 октября 2021 года отменить.
Административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.