Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаханяна Юрия Мовсесовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонному) о включении периодов работы в страховой стаж, по кассационной жалобе ОПФР по Калужской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 сентября 2021 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Исаханян Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонному) о включении периодов работы в страховой стаж.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 14 апреля 2021 г. иск Исаханяна Ю.М. удовлетворен частично, в страховой стаж Исаханяна Ю.М. включен период прохождения военной службы с 10.11.1974г. по 30.11.1976г.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 сентября 2021 г. решением Обнинского городского суда Калужской области от 14 апреля 2021г. отменено в части отказа в установлении факта работы Исаханяна Ю.М. в качестве рабочего в колхозе им.Ильича с. Талиш Мартакертского района Азербайджанской ССР в период с 25 июля 1973 года по 30 октября 1974 года, с 1 декабря 1976 года по 1 декабря 1991 года и в части отказа во включении в его страховой стаж указанных периодов работы и отказа в назначении страховой пенсии по старости. В данной части принято новое решение, которым установлен факт работы Исаханяна Ю.М. в качестве рабочего в колхозе им.Ильича с.Талиш Мартакертского района Азербайджанской ССР в период с 25 июля 1973 года по 30 октября 1974 года, с 1 декабря 1976 года по 1 декабря 1991 года. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Обнинске Калужской области (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж Исаханяна Ю.М. указанные периоды работы и назначить ему страховую пенсию по старости с 26 февраля 2020 года. В остальном решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Исаханяна Ю.М. - Рощупкина М.В. - без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе ОПФР по Калужской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 сентября 2021 г. отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26 февраля 2020 года Исаханян Ю.М, ДД.ММ.ГГГГг.р, обратился в УПФР в г.Обнинске Калужской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N56580/20 от 22 июля 2020 года Исаханяну Ю.М. отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 6 лет и индивидуального пенсионного коэффициента 6, 6.
В связи с утратой трудовой книжки Исаханяном Ю.М. суду было представлено постановление суда первой инстанции Республики АРЦАХ от 30 марта 2018 года о подтверждении трудового стажа истца с 25 июля 1973 года по 16 июня 1993 года, как рабочего в колхозе им. Ильича с. Талиш Мартакертского района, а также было представлено устное заявление правдивости с клятвой уверения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором он подтвердил, что в период с 1973 года и 1991 год работал с Исаханяном Ю.М. колхозником в колхозе с.Талиш Мартакертского района Р.Арцах.
Пенсионный орган в решении указал, что данное постановление применению (исполнению) на территории Российской Федерации не подлежит в связи с тем, что Нагорно-Карабахская Республика (Республика АРЦАХ), ранее входившая в состав Азербайджанской Республики, не признана Российской Федерацией субъектом международного права, между ней и Российской Федерацией не заключались соглашения по вопросам пенсионного обеспечения граждан.
Разрешая спор и отказывая в иске в части установления факта работы Исаханяна Ю.М. в качестве рабочего в колхозе, суд первой инстанции исходил из того, что Нагорно-Карабахская Республика не является общепризнанным суверенным государством и не обладает международной правосубъектностью, какого-либо международного договора с ней Российская Федерация не заключала, в связи с чем представленное постановление суда первой инстанции Республики АРЦАХ от 30 марта 2018 года не может быть принято в качестве доказательства факта работы Исаханяна Ю.М. в спорный период в колхозе.
Кроме того, суд первой инстанции не принял в качестве допустимого доказательства заверенное нотариусом Армении устное заявление правдивости с клятвой уверения Межлумяна Р.Б, поскольку на первой странице копии трудовой книжки имеется нечитаемый оттиск печати организации, в трудовой книжке нет сведений о выполняемой им работе, отсутствуют запись о дате, основании прекращения трудовых отношений и печать организации.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих данный факт, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его установления.
При этом в страховой стаж истца суд первой инстанции включил период службы в армии с 10.11.1974г. по 30.11.1976г. и в этой части решение суда не обжалуется.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в установлении факта работы Исаханяна Ю.М. в качестве рабочего в колхозе, счел возможным принять в качестве доказательств осуществления трудовой деятельности в качестве рабочего в колхозе им.Ильича с.Талиш Мартакертского района Азербайджанской ССР устное заявление правдивости с клятвой уверения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и постановление суда первой инстанции Республики АРЦАХ от 30 марта 2018 года.
Указав, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года, суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность включить Исаханяну Ю.М. в страховой стаж указанные периоды работы и назначить ему страховую пенсию по старости с 26 февраля 2020г.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
В соответствии со ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статья 35 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает переходные положения действия данного закона.
Так, согласно части 1 статьи 35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, согласно приложению 3 к Федеральному закону N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно приведенным выше положениям Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения страховой пенсии необходимо не только достижение установленного возраста, но и наличие минимального требуемого страхового стажа и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Условиями назначения страховой пенсии в 2016 году для мужчин являлись достижение возраста 60 лет, минимальный страховой стаж 6 лет, минимальная сумма индивидуального пенсионного коэффициента - 6, 6 балла.
Возможность подтверждения страхового стажа предусмотрена ст.14 Федерального закона N400 "О страховых пенсиях".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В тоже время, если документы утрачены по причине, не связанной со стихийным бедствием, то на основании свидетельских показаний Пенсионный фонд может принять к зачёту не более половины страхового стажа, требуемого для назначения пенсии. Требуемый для назначения пенсии стаж - это установленный законодательством минимум, при котором возникает право на страховую пенсию. В 2016 году данный минимум составляет 6 лет стажа.
Между тем, устанавливая факта работы Исаханяна Ю.М. в качестве рабочего в колхозе им.Ильича с.Талиш Мартакертского района Азербайджанской ССР в период с 25 июля 1973 года по 30 октября 1974 года и с 1 декабря 1976 года по 1 декабря 1991 года и принимая в качестве доказательств осуществления трудовой деятельности постановление суда первой инстанции Республики АРЦАХ от 30 марта 2018 года, суд апелляционной инстанции не мотивировал данное решение и не дал оценки возражениям ответчика о том, что Нагорно-Карабахская Республика не является общепризнанным суверенным государством, не обладает международной правосубъектностью, какого- либо международного договора с ней Российская Федерация не заключала, в связи с чем, вынесенное постановление в соответствии с ч. 3 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", не порождает каких-либо правовых последствий на территории Российской Федерации.
Кроме того, принимая в качестве доказательств осуществления трудовой деятельности устное заявление правдивости с клятвой уверения ФИО1, суд апелляционной инстанции также не мотивировал данное решение и не дал оценки возражениям ответчика о том, что показания данного свидетеля непосредственно судом не исследовались, его письменные показания заверены нотариусом Республики Армения, имеются расхождения в сведениях о данном лице.
Также суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы кассационной жалобы ответчика о том, что судом апелляционной инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что по нормам пенсионного законодательства РФ в данном случае на основании свидетельских показаний Пенсионный фонд РФ может зачесть не более половины страхового стажа, требуемого для назначения пенсии, и с учетом включения истцу в стаж периода службы в армии у него не возникнет право на страховую пенсию из-за отсутствия страхового стажа 6 лет, а также тому, что Республика Азербайджан Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. не подписала и участником данного Соглашения не является.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 сентября 2021 г. в части отмены решения Обнинского городского суда Калужской области от 14 апреля 2021г. нельзя признать законным, в связи с чем, судебная коллегия кассационного суда считает необходимым апелляционное определение в указанной части отменить, дело в части направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 сентября 2021 г. отменить в части отмены решения Обнинского городского суда Калужской области от 14 апреля 2021г. об отказе в установлении факта работы Исаханяна Ю.М. в качестве рабочего в колхозе им.Ильича с.Талиш Мартакертского района Азербайджанской ССР в период с 25 июля 1973 года по 30 октября 1974 года, с 1 декабря 1976 года по 1 декабря 1991 года, отказе во включении в его страховой стаж указанных периодов работы и отказе в назначении страховой пенсии по старости.
Дело в данной части направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.