Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловской Е.В, судей Зюзюкина А.Н, Шароновой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к Алиеву Г.М. о возмещении ущерба, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
по кассационному представлению прокурора Орловской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н, выслушав объяснения прокурора Рязанова В.В, поддержавшего кассационные представление и жалобу, судебная коллегия
установила:
Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, а также муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области, к Алиеву Г.М. о возмещении ущерба.
Требования мотивированы тем, что Алиев Г.М. путём представления заведомо ложных и недостоверных сведений совершил хищение денежных средств в размере 821 758 руб. при получении субсидий, выделенных Департаментом сельского хозяйства Орловской области в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее по тексту - Программа).
Постановлением Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 января 2021 г. уголовное дело и уголовное преследование в отношении Алиева Г.М. по части "данные изъяты" прекращены в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Уточнив при рассмотрении дела исковые требования, Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области просил суд взыскать с ответчика 821 758 руб, в том числе: в пользу Департамента сельского хозяйства Орловской области денежные средства федерального бюджета в размере 302 859 руб, денежные средства бюджета Орловской области в размере 290 745 руб, а всего 593 604, 00 руб.; в пользу муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице Администрации Знаменского района Орловской области денежные средства в размере 228 154 руб.
Решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 13 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены.
При апелляционном рассмотрении дела судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлекла к участию в деле Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
При рассмотрении судебной коллегией настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции прокурором исковые требования были изменены. Прокурор просил считать исковое заявление поданным в защиту интересов Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Просил суд взыскать с Алиева Г.М. незаконно полученную субсидию в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в сумме 821 758 руб, из которых: 302 859 руб. - в пользу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 290 745 руб. - в пользу Департамента сельского хозяйства Российской Федерации, 228 154 руб. - в пользу администрации Знаменского района Орловской области.
Алиевым Г.М. заявлено о пропуске прокурором срока исковой давности при обращении в суд с настоящими требованиями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 августа 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения норм материального права.
В кассационном представлении прокурор Орловской области просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушения норм материального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив принятый по делу судебный акт, изложенные в кассационных жалобе и представлении доводы, поступившие относительно жалобы и представления возражения, судебная коллегия приходит к выводу, что такие нарушения были допущены при рассмотрении дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, органами предварительного следствия Алиев Г.М. обвинялся в том, что он путём представления заведомо ложных и недостоверных сведений совершил хищение денежных средств в крупном размере при получении субсидии.
Так, в соответствии с подп. "а" пункта 5 Приложения N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданин имеет при условии постоянного проживания и осуществления трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности.
Пунктами 17, 18 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, установленным Приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Типовое положение) предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 6 к Программе с приложением, в том числе копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 19 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных гражданином и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия, указанные в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 3 к Программе, утверждают сводные списки по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.
Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 20 Типового положения)
Такой порядок в Орловской области был установлен постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2014 г. N 46 "О финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Орловской области, и мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Орловской области".
С целью хищения денежных средств, выделяемых на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, Алиев Г.М. в мае 2014 года обратился в администрацию Знаменского района Орловской области с заявлением по форме согласно приложению N 6 к Программе с приложением, в том числе копий документов о работе в сельской местности, хотя фактически на территории сельской местности он трудовую деятельность не осуществлял.
Представленные Алиевым Г.М. документы были приняты органом местного самоуправления, составлен расчет положенной Алиеву Г.М. на состав семьи социальной выплаты в размере 821 758 руб.
9 сентября 2014 г. Департамент сельского хозяйства Орловской области выдал Алиеву Г.М. свидетельство о предоставлении ему социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 821 758 руб, в том числе: 302 859 руб. - средства федерального бюджета, 290 745 руб. - средства бюджета Орловской области, 228 154 руб. - средства бюджета Знаменского района Орловской области.
На основании данного свидетельства в Орловском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" по договору банковского счета получателя социальной выплаты был открыт на имя Алиева Г.М. счет, на который на основании распоряжений главы Знаменского района Орловской области от 30 октября 2014 г. и от 29 декабря 2014 г. были зачислены вышеуказанные денежные средства шестью траншами в период с 24 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. В этот же период Алиев Г.М. указанными денежными средствами распорядился, перечислив их на расчетный счет ООО "АРМ-Строй" в качестве оплаты по договору подряда на строительство индивидуального жилого дома.
Органами предварительного следствия действия Алиева Г.М. были квалифицированы по части 3 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 января 2021 г. уголовное дело в отношении Алиева Г.М. было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Рассматривая дело и разрешая спор решением об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывал разъяснения, содержащиеся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и исходил из того, что прокурором пропущен срок исковой давности, исчисляя его со дня, когда администрация Знаменского района Орловской области, Департамент сельского хозяйства Орловской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации узнали или должны были узнать о возможном нарушении Алиевым Г.М. условий, связанных с получением субсидии.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что надлежащее исполнение возложенных на каждого из материальных истцов контрольных функций позволило бы узнать о нарушении Алиевым Г.М. условий, связанных с получением социальной субсидии, как на момент подачи им необходимых документов, так и на момент предоставления выплат (2014 год). Однако, впервые с заявлением о взыскании полученной Алиевым Г.М. субсидии прокурор обратился 28 апреля 2020 г, заявив гражданский иск в рамках расследования уголовного дела, т.е. с пропуском общего срока исковой давности.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не учтены следующие обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Положения пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации сформулированы таким образом, что наделяют суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, в случае взыскания ущерба, причиненного преступлением, при наличии постановления суда о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из положений уголовно-процессуального законодательства и с учетом части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допускает исчисление срока исковой давности с момента вступления в законную силу постановления суда по уголовному делу.
Данные обстоятельства судом апелляционной инстанции учтены не были.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции по настоящему делу допущены нарушения норм права, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 18 августа 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.