Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2022 года гражданское дело по иску Киселевой Нины Борисовны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об удержании из начисляемой компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области
на решение Зарайского городского суда Московской области от 13 июля 2021 года по гражданскому делу N 2-266/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 октября 2021 года по гражданскому делу N 33-29888/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Киселева Н.Б. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области (далее по тексту - Минсоцразвития Московской области) о признании незаконным решения об удержании из начисляемой компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов.
Решением Зарайского городского суда Московской области от 13 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 октября 2021 года, исковые требования Киселевой Н.Б. удовлетворены частично: признано незаконным удержание Минсоцразвития Московской области из начисляемой Киселевой Н.Б. денежной компенсации стоимости коммунальных услуг, денежных средств в размере 317341 рублей 68 копеек за период с 1 сентября 2015 года по 31 октября 2019 года; с ответчика взысканы в пользу Киселевой Н.Б. расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Минсоцразвития Московской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая на недобросовестность Киселевой Н.Б, не сообщившей о получении статуса пенсионера и прекращении трудовой деятельности.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Киселева Н.Б. состояла в трудовых отношениях с совхозом "Маслово", занимала должность воспитателя детского сада МДОУ N 18 с 1979 года по 2015 года (36 лет), с 2004 года является получателем пенсии по старости.
С 2009 года Киселевой Н.Б, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельском населенном пункте Московской области, назначена ежемесячная денежная компенсация, плата за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в соответствии с пунктом 31 статьи 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области".
Согласно материалам дела, 18 августа 2015 года трудовые отношения между Киселевой Н.Б. и МДОУ N 18 прекращены по истечению срока договора.
При этом, ранее назначенная Киселевой Н.Б. выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг прекращена, взамен данной компенсации решением N1169546 от 6 ноябрям 2019 года Киселевой Н.Б. назначена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг по категории "педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, вышедшие на пенсию".
22 марта 2021 года Киселевой Н.Б. получено от Минсоцразвития Московской области уведомление о выявлении факта излишне выплаченных сумм социальной поддержки в сумме 317341 рублей 68 копеек за период с 1 сентября 2015 года по 31 октября 2019 года, так как ответчик об окончании трудовой деятельности в 2015 году в Минсоцразвития Московской области не сообщила, а поскольку истцу продолжала предоставляться компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг с момента увольнения, то выплаченная в качестве такой компенсации денежная сумма определена как переплаченная и подлежащая удержанию.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Пунктом 31 статьи 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, установлены меры социальной поддержки.
В силу с части 1 статьи 15 вышеуказанного Закона Московской области лицам, указанным пункте 31 статьи 1 настоящего Закона (педагогические работники в сельской местности), а также членам их семьи, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, за электроэнергию в пределах нормативов потребления и отопление.
Меры социальной поддержки, установленные пунктом 31 статьи 1 настоящего Закона, прекратившим трудовые отношения с учреждениями в связи с установлением (назначением) им пенсии (независимо от вида пенсии), сохраняются, если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в пункте 31 статьи 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", носит непрерывный характер и сохраняется после увольнения при соблюдении предусмотренных законом требований.
Исходя из системного толкования указанных правовых норм и норм жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), предоставление такой меры социальной поддержки, как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения, в котором гражданин проживает.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года N 1082/46 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области" (долее - Порядок), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Минсоцразвития Московской области, в которое поступило заявление о выплате компенсации получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Согласно пункту 26 Порядка получатель обязан в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации, информировать территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр по месту ее назначения о наступлении таких обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся: перемена места жительства в Московской области; возникновение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию; изменение состава семьи.
Согласно пункту 27 Порядка в случае если получатель компенсации своевременно не представил в территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в пункте 26 настоящего Порядка, то необоснованно полученные или полученные не в полном объеме суммы компенсации учитываются при последующих выплатах компенсации, а при утрате права на получение компенсации суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования Киселевой Н.Б. о признании незаконным решения об удержании из начисляемой компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод об отсутствии в действиях Киселевой Н.Б. нарушения законодательства, так как на дату увольнения истец проработала педагогическим работником государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, более 10 лет, являлась пенсионером по старости и получала меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 статьи 15 3акона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" в размере компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 100%. В связи с чем, за истцом сохранилось право на получения данной меры социальной поддержки и после прекращения трудовых отношений. Таким образом, решение ответчика об удержании из начисляемой компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг верно признано судами незаконным и подлежащим отмене.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области", Постановления Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года N 1082/46 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Минсоцразвития Московской области в жалобе доводы о наличии оснований для взыскания с истца переплаченной суммы, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда первой инстанции и определения судебной коллегии являться не могут.
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
решение Зарайского городского суда Московской области от 13 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 октября 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.