ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 88-3483/2022, N2-2274/2008
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 1 февраля 2022 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Захарова В.В, рассмотрев гражданское дело по иску Масляева Сергея Ивановича к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации
на апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия от 7 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Мордовия обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2008 года по делу N2-2274/2008 по иску Масляева С.И. к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью.
В обоснование заявления указало на то, что решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2008 года были удовлетворены исковые требования Масляева С.И. и взыскана с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежная компенсация возмещения вреда, причиненного его здоровью единовременно в сумме 176 266 руб. 92 коп. и ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по 955 руб. 67 коп. с 1 января 2009 года, денежная компенсация на посторонний уход 1563 руб. 95 коп. с 1 января 2009 года, с последующей индексацией в установленном законом порядке до определения Правительством Российской Федерации органа, уполномоченного производить соответствующую выплату. Исполнительный лист по данному делу направлен в Министерство финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N872 определен орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Просило суд изменить способ и порядок исполнения решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2008 года, заменив Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный орган - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 мая 2021 года заявление было оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Мордовия от 7 сентября 2021 года определение суда первой инстанции было отменено, вопрос разрешен по существу, заявление Министерства финансов Российской Федерации было удовлетворено, изменен способ и порядок исполнения решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2008 года в части возмещения вреда о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в пользу Масляева С.И. денежной компенсации возмещения вреда, причиненного его здоровью, ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по 955 руб. 67 коп. с 1 января 2009 года, денежной компенсации на посторонний уход 1563 руб. 95 коп. с 1 января 2009 года, с последующей индексацией в установленном законом порядке до определения Правительством Российской Федерации органа, уполномоченного производить соответствующую выплату. Постановлено заменить Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный Правительством РФ орган - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N872.
В кассационной жалобе ФСС РФ просит апелляционное определение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела усматривается, что 17 декабря 2008 года решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по делу N2-2274/2008 исковые требования Масляева С.И. к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации возмещения вреда, причиненного его здоровью, удовлетворены. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Масляева С.И. взыскана денежная компенсация возмещения вреда, причиненного его здоровью, единовременно в сумме 176 266 руб. 92 коп. и ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по 955 руб. 67 коп. с 1 января 2009 года, денежная компенсация на посторонний уход 1563 руб. 95 коп. с 1 января 2009 года, с последующей индексацией в установленном законом порядке до определения Правительством Российской Федерации органа, уполномоченного производить соответствующую выплату.
В соответствии с п.3 ст.135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, реализация прав граждан на получение сумм возмещения вреда в полном объеме не может ставиться в зависимость от поступления (полностью или частично) или непоступления денежных средств в доход государства. Таким образом, если капитализированные платежи лицом, имеющим право на получение этих выплат, не получены и порядок перехода обязанности должника по выплате повременных платежей к Российской Федерации был нарушен не по вине лица, имеющего право на их получение, в удовлетворении требований этого лица о возмещении вреда здоровью за счет средств казны Российской Федерации не может быть отказано.
В абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счёт средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определён порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определён государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счёт средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации (пункт 1). Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2020 года.
В соответствии с п.13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передаёт Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведённых Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Таким образом, с 1 января 2020 года установлен новый порядок выплаты капитализированных повременных платежей, согласно которому, в случае перехода обязательств по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от должника к Российской Федерации финансовое обеспечение данных расходных обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2019 года N872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснений в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о необходимости изменения порядка и способа исполнения решения суда, заменив Минфин России на ФСС РФ, как на уполномоченный орган.
Доводы кассационной жалобы уже были предметом оценки суда апелляционной инстанции, оспариваемый судебный акт содержит все необходимые суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При разрешении указанного вопроса суд апелляционной инстанции исходил из того, что произошло изменение только полномочного органа, который производит выплаты, в связи с чем обстоятельства, установленные вышеуказанным решением суда по существу спора, не подлежат оспариванию в рамках рассмотрения настоящего заявления.
Указание заявителем в жалобе на то, что взысканные по решению суда суммы возмещения вреда не являются капитализированными повременными платежами, индексация их недопустима, согласие гражданина на переход обязательств к новому должнику не дано, фактически сводятся к несогласию с принятым по существу спора решением суда, которое и не обжалуется.
При таких обстоятельствах, суд не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья В.В. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.