Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-158/2021 по административному исковому заявлению Калашникова Александра Артемьевича о признании не действующим пункта 3 приложения 2 к постановлению Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года N 34 "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области"
по апелляционной жалобе Калашникова Александра Артемьевича на решение Орловского областного суда от 20 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
4 февраля 2010 года Правительством Орловской области принято постановление N 34 "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области" (далее - постановление Правительства Орловской области N 34). В данное постановление последующими редакциями вносились изменения.
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Орловской области (приложение 1) и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области (приложение 2).
Приложением 2 определена форма и условия субсидирования и предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Пунктом 3 Приложения 2 установлено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме единовременной денежной выплаты (далее - социальная выплата) на приобретение жилых помещений, а также на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по договору долевого участия, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Предоставление жилых помещений гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется по договору социального найма либо в собственность в порядке, установленном действующим законодательством. По письменному заявлению гражданам может быть предоставлено жилое помещение площадью, превышающей социальную норму, в случае, если разница оплачивается за счет собственных средств граждан при приобретении жилья в собственность, либо за счет средств местного бюджета - по договору социального найма.
Пунктом 8 Приложения 2 определено, что социальная выплата гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, предоставляется в размере, не превышающем расчетную стоимость 36 квадратных метров общей площади жилья на одного человека исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Орловской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Калашников А.А. обратился с административными исковыми требованиями о признании не действующим пункта 3 приложения 2 к постановлению Правительства Орловской области N 34 в части того, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме единовременной денежной выплаты.
Указывает на то, что является участником Великой Отечественной войны, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обращает внимание на то, что форма предоставления меры социальной поддержки исключительно в виде единовременной денежной выплаты, размер которой не учитывает актуальную рыночную стоимость жилья, необоснованно ограничивает его право на обеспечение жилым помещением. Установленный оспариваемым пунктом приложения 2 к постановлению Правительства Орловской области N 34 порядок противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Орловского областного суда от 20 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Калашникова А.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение Орловского областного суда ввиду его незаконности и необоснованности, ссылается на то, что действующее законодательство, имеющее большую юридическую силу, предусматривает предоставление социальной поддержки в натуральной (по договору социального найма или собственность) и денежной (по желанию и по заявлению ветерана Великой Отечественной войны) формах, в то время как оспариваемый в части нормативный правовой акт не предусматривает права ветерану Великой Отечественной войны получения в натуральной форме жилого помещения.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Орловской области представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились.
Представителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании положений статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для отмены решения суда.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 вышеназванного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 вышеназванной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила N 614).
Абзацем первым пункта 3 Правил N 614 установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Проанализировав положения вышеназванных нормативных правовых актов, а также положения статей 5, 72.1 Устава (Основного Закона) Орловской области, статьи 30 Закона Орловской области от 17 марта 2009 года N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), статей 52, 56 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области", суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Орловской области с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Судом установлено, что Калашников А.А, являясь участником Великой Отечественной войны, постановлением администрации города Орла от 20 января 2021 года N124 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Калашников А.А. сослался на противоречие оспариваемого им положения регионального законодательства Федеральному закону "О ветеранах", Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", указав на то, что форма предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты, размер которой не учитывает актуальную рыночную стоимость жилья, ограничивает его право на обеспечение жилым помещением.
Проверяя доводы административного истца о противоречии пункта 3 приложения 2 к постановлению Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года N 34 законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд, проанализировав приведенные выше нормативные правовые акты, признал эти доводы необоснованными, поскольку исходя из содержания статей 13, 15 и 23.2 Федерального закона "О ветеранах", предписаний, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 и Правилах N 614, определение формы предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем является прерогативой регионального законодателя, а доводы административного истца о несоответствии оспариваемого положения подпункту 3 пункта 1 статьи 13, подпункту 3 пункта 1 статьи 15, пункту 1, абзацу третьему подпункта 2 пункта 3, пункту 3.1, пунктам 11 и 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", пунктам 1-3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поскольку социальная выплата направлена на обеспечение жилым помещением по установленным стандартам лиц, имеющих право на получение этой меры социальной поддержки, к числу которых отнесены участники Великой Отечественной войны, и имеет целью создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, то доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемым положением, отклоняются в виду их несостоятельности.
Правительство Орловской области, определяя порядок предоставления участникам Великой Отечественной войны на территории Орловской области в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, действовало правомерно, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, уровень правовых гарантий в области защиты, для ветеранов Великой отечественной войны не снизило.
Судом установлено, что Калашников А.А. 27 июля 2021 года обратился с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с этим администрацией города Орла 17 августа 2021 года издано постановление N 3371 "О предоставлении социальной выплаты", согласно которому Калашникову А.А. предоставлена социальная выплата в размере 1 291 815 руб. на приобретение жилого помещения в собственность за счет субвенций федерального бюджета; распоряжением Правительства Орловской области от 10 сентября 2021 года N 531-р Калашников А.А. включен в реестр по перечислению средств на счет бюджета муниципального образования "Город Орел" для осуществления органом местного самоуправления полномочия по обеспечению жильем участника Великой Отечественной войны.
Из содержания представленных Правительством Орловской области в суд апелляционной инстанции документов следует, что Калашниковым А.А. с использованием социальной выплаты в размере "данные изъяты" руб. приобретена в собственность квартира в городе Орле площадью "данные изъяты" кв. м и зарегистрировано право собственности на нее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем постановлением администрации города Орла от ДД.ММ.ГГГГ N Калашников А.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Таким образом, административный истец как участник Великой Отечественной войны реализовал свое право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренное Федеральным законом "О ветеранах".
Доводы административного истца о несоответствии размера социальной выплаты актуальной величине рыночной стоимости жилого помещения, судом первой инстанции правомерно были отклонены, поскольку в силу пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" размеры средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в приказах, издаваемых им в соответствии с подпунктом 5.2.38 пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038.
С учетом того, что пункт 3 приложения N 2 к Порядку, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года N 34, в оспариваемой части, предусматривающей, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме единовременной денежной выплаты, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца на обеспечение жильем, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска правомерно отказал.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калашникова Александра Артемьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.