Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 февраля 2022 г. по делу N 16-548/2022-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. на решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021 г., вынесенные в отношении министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 15 июля 2021 г. министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021 г, постановление отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, Дьяков Р.Н. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, постановление оставить без изменения.
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, представило возражения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов данного дела, основанием привлечения министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении выводы о том, что названное лицо после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 26 февраля 2021 г. не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС N от ДД.ММ.ГГГГ) требования неимущественного характера, а именно: не предоставило ФИО4 благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Забайкальского края из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При пересмотре дела судебные инстанции, установив, что министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края принимались меры, направленные на увеличение бюджетных ассигнований для осуществления полномочий по предоставлению жилья ФИО4, однако бюджетные ассигнования выделены не были, пришли к выводу о наличии предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ оснований для отмены постановления и прекращения производство по делу.
При этом судебными инстанциями учтены, имеющиеся в материалах дела сведения об обращении должника 28 февраля 2020 г. в Министерство финансов РФ с просьбой о дополнительном финансировании для реализации поэтапной программы ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; 30 марта 2020 г. исполняющим обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края в адрес Министерства просвещения РФ направлено предложение об увеличении субсидии в 2020 году из федерального бюджета на софинансирование приобретения квартир детям-сиротам; 16 ноября 2020 г. в адрес Президента РФ губернатором Забайкальского края направлено письмо о ежегодном предоставлении Забайкальскому краю дополнительных средств на обеспечение государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и об использовании средств федерального бюджета в качестве первоначального взноса для ипотечного кредитования.
Между тем указанная информация носит общий характер и не свидетельствует о принятии министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края своевременных и достаточных меры по исполнению конкретного требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Данных, указывающих на то, что министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края заблаговременно обращалось с обоснованным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилья, из представленных материалов также не следует.
Доказательства, которые могли бы свидетельствовать о том, что неисполнение требований исполнительного документа было вызвано причинами, которые объективно препятствовали своевременному совершению должником необходимых действий, и не могли быть преодолены по независящим от этого лица обстоятельствам, в судебных решениях не приведены, выводы об отсутствии вины министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в совершении инкриминируемого правонарушения, должным образом не мотивированы.
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями оставлены без должного внимания, что повлияло на исход дела.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем вынесенные по настоящему делу судебные решения нельзя признать законными и обоснованными, поэтому данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Читы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. удовлетворить частично.
решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021 г, вынесенные в отношении министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Читы.
Судья А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.