Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2022 г. по делу N 16-549/2022-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу решение Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. (дело N 12-980/2021), решение Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края (далее - Министерство),
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. от 15 июля 2021 г. Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. (дело N 12-980/2021), оставленным без изменения решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021 г, постановление от 15 июля 2021 г. отменено, производство по делу прекращено на основании п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, начальник МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьяков Р.Н. просит судебные решения отменить, приводя доводы о их незаконности.
Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы на указанные выше акты, в установленный срок представило возражения.
Взыскатель ФИО7, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в установленный судебным приставом-исполнителем срок - до 26 февраля 2021г, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС N N) требование неимущественного характера после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно: не предоставило ФИО7 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Забайкальского края по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения старшим судебным приставом межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю постановления от 15 июля 2021 г. о привлечении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Проверяя законность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края состава вмененного правонарушения, отменив постановление и прекратив производства по делу руководствуясь ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. С данным выводом согласился судья вышестоящего суда.
Вместе с тем, такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судебные инстанции пришли к выводу о том, что Министерство не имело реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении жилого помещения, ввиду отсутствия денежных средств, но при этом приняло все зависящие от него меры.
Однако судами не принято во внимание, что недостаточное финансирование само по себе не является безусловным основанием, исключающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства за совершение вмененного деяния.
Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Делая выводы об отсутствии в действиях Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края состава административного правонарушения, суд сослался на то, что 28 февраля 2020г. Министерство обращалось с письмом о дополнительном финансировании к министру финансов РФ, 30 марта 2020г. направлено предложение в Министерство просвещения РФ; направлены заявки о потребности в предельных объемах финансирования из федерального бюджета, заключено четыре государственных контракта, разрабатывается законопроект для установления дополнительных мер обеспечения жилищных прав детей-сирот, а также План мероприятий по ликвидации накопившейся задолженности; 16 ноября 2020 г. в адрес Президента РФ губернатором Забайкальского края направлено письмо о ежегодном предоставлении Забайкальскому краю дополнительных средств на обеспечение государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и об использовании средств федерального бюджета в качестве первоначального взноса установленной кредитором процентной ставки для ипотечного кредитования под 2 % годовых.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что перечисленные выше меры приняты во исполнение конкретного требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Ссылаясь на письма от 28 февраля и 30 марта 2020 г. судами не учтено, что эти письма были направлены до вынесения судебного решения о предоставлении жилого помещения ФИО7, следовательно, они не могли свидетельствовать о принятии Министерством мер, направленных на исполнение указанного судебного акта.
Направление губернатором в адрес Президента РФ письма о ежегодном предоставлении Забайкальскому краю дополнительных средств на обеспечение жильем детей-сирот, не свидетельствует о том, что Министерством приняты меры по исполнению требований указанного выше исполнительного документа.
Судебными инстанциями фактически не проверено являлись ли меры, на которые ссылается лицо, привлеченное к административной ответственности своевременными, исчерпывающими и достаточными для реального исполнения судебного решения в отношении конкретного взыскателя.
Таким образом, выводы судебных инстанций, положенные в основу обжалуемых решений, на материалах дела не основаны.
Данные, указывающие на то, что Министерством приняты должные меры, которые могли бы привести к реальному и своевременному исполнению требования исполнительного документа о предоставлении жилого помещения ФИО7, в материалах данного дела об административном правонарушении отсутствуют.
Из материалов дела не следует, что неисполнение в установленный срок исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Министерства.
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о наличии законных оснований для освобождения Министерства от обязанности неукоснительного исполнения вступившего в законную силу судебного акта и содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, из материалов данного дела не усматривается.
Данных, свидетельствующих о том, что Министерство заблаговременно обращалось с обоснованным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилья, в материалах дела не имеется.
Оснований, позволяющих применить положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями оставлены без должного внимания, что повлияло на исход дела.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021 г, вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, нельзя признать законными и обоснованными, данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Читы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу начальника МО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. удовлетворить частично.
Решение Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г, решение Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2021 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Читы.
Судья И.В. Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.