Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чистяковой Е.А.
судей Мусохранова Е.П, Самулина С.Н.
при секретаре судебного заседания Солоян С.Р.
с участием осуждённого Зябухина И.Д.
адвоката Кутовой И.В.
прокурора Форналь В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осуждённого Зябухина И.Д, кассационное представление заместителя прокурора Омской области Тебеньковой Е.М. на приговор Куйбышевского районного суда г. Омска от 6 июля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 29 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Чистяковой Е.А, выступление осуждённого Зябухина И.Д. и адвоката Кутовой И.В, поддержавших доводы жалобы и представления, прокурора Форналь В.С, полагавшей необходимым судебные решения изменить, судебная коллегия
установила:
приговором Куйбышевского районного суда г. Омска от 6 июля 2018 года
Зябухин Илья Дмитриевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, судимый:
- 5 декабря 2011 года Шимановским районным судом Амурской области по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы, 4 марта 2015 года освобожден по отбытию срока наказания, осужден по п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания постановлено исчислять с 6 июля 2018 года, в срок наказания зачтено время содержания под стражей в период с 4 апреля по 5 июля 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 29 августа 2018 года приговор изменен, определено исключить из резолютивной части приговора указание на назначение наказания по ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, указав о назначение наказания по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ в виде 10 лет лишения свободы. В остальной части оставлен без изменения.
По приговору Зябухин И.Д. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере; а также в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
В кассационной жалобе осуждённый Зябухин И.Д. выражает несогласие с судебными решениями, указывает на неправильную квалификацию его действий по п. п. "а", "б" ч. 3 ст.228.1 УК РФ как оконченного преступления, поскольку наркотическое средство было изъято из тайника сотрудниками полиции, доказательств того, что неустановленное лицо (организатор группы), которому он сообщил данные о местонахождении тайника, подыскал приобретателя на это наркотическое средство и сообщил ему сведения о месте расположения "закладки" стороной обвинения не представлено.
Просит изменить судебные решения, исключить указание на осуждение по п. п. "а", "б" ч. 3 ст.228.1 УК РФ, производство по уголовному делу в этой части прекратить за отсутствием в деянии состава преступления, либо квалифицировать действия как покушение на преступление и окончательное наказание назначить по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.
В заседании суда кассационной инстанции осуждённых Зябухин И.Д. заявил о необходимости переквалификации его действий на покушение на преступление и окончательное наказание назначить по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.
В кассационном представлении заместитель прокурора Омской области Тебенькова Е.М, не оспаривая выводы суда о виновности осуждённого и правильности юридической оценки его действий в части покушения на сбыт наркотического средства массой 12, 07 грамма, считает неверной квалификацию содеянного Зябухиным И.Д. по п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, приводит доводы аналогичные изложенным осуждённым в жалобе, ссылаясь на установленные по делу фактические обстоятельства, требования уголовного закона и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Предлагает судебные решения изменить, переквалифицировать действия виновного с п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и назначить наказание за данное преступление с применением ст. 64 УК РФ в виде 7 лет 10 месяцев лишения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 и ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, окончательно определить к отбытию лишение свободы на срок 9 лет 8 месяцев, в остальной части судебные решения оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив представленное уголовное дело, изучив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.
Как следует из материалов уголовного дела и указано в приговоре, Зябухин И.Д. в феврале 2018 года посредством мессенджера "Телеграмм" вступил с неустановленным лицом под псевдонимом " "данные изъяты"" в сговор, направленный на незаконный сбыт наркотических средств с использованием сети "Интернет". Согласно отведенной роли, осуждённый должен был приобретать наркотические средства, помещать их в различные тайники на территории г. Омска, координаты которых передавать соучастнику. Последний в свою очередь подыскивал покупателей, а также переводил на банковский счет Зябухина И.Д. денежные средства в счет оплаты труда.
Так, осуждённый, действуя согласно отведенной роли, 3 апреля 2018 года не позднее 15 часов 40 минут поместил сверток с производным N-метилэфедрона массой 0, 55 грамма в тайник, расположенный вблизи дома N 22 по ул. Кошевого в г. Омске. При этом через приложение "Телеграмм" он сообщил соисполнителю преступления сведения о месте, где он спрятал данное наркотическое средство.
Спустя непродолжительное время Зябухин И.Д. был задержан сотрудниками полиции. В дальнейшем, на основании сведений, содержащихся в его мобильном телефоне, 9 апреля 2018 года проведен осмотр места происшествия, в ходе которого спрятанное им ранее наркотическое средство было обнаружено и изъято.
Указанные действия Зябухина И.Д. квалифицированы судом по п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ как незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Между тем данные выводы суда противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и сделаны без учета требований уголовного закона и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Так, согласно ст. 29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Как следует из положений ч. 3 ст. 30 УК РФ, покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Исходя из разъяснений, данных в п. п. 13-13.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", под незаконным сбытом наркотических средств понимается незаконная деятельность лица, направленная на их возмездную либо безвозмездную реализацию другому лицу - приобретателю. При этом сама передача лицом реализуемых средств, веществ, растений приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте. Незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем. Если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств незаконно приобретает, хранит, перевозит эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
Из признанных судом доказанными обстоятельств дела усматривается, что Зябухин И. Д. в рамках отведенной ему роли поместил наркотическое средство в тайник, данные о местонахождении которого передал при помощи сети "Интернет" неустановленному лицу, зарегистрированному под псевдонимом " "данные изъяты"", для их последующего незаконного сбыта.
При этом доказательств того, что координаты спрятанного осуждённым наркотического средства были переданы неустановленным лицом, действовавшем в соучастии с Зябухиным И.Д, в адрес непосредственных приобретателей такого вещества, с чем законодатель связывает окончание преступления, в материалах дела не содержится и в приговоре не приведено.
Таким образом, правильно установив фактические обстоятельства дела, судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что по смыслу закона, если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств совершает действия, способствующие их дальнейшей реализации и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по независящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
При таких данных действия Зябухина И.Д. с п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ подлежат переквалификации на ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1УК РФ как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере.
Действия Зябухина И.Д. по событиям, связанным с покушением на сбыт наркотических средств в крупном размере, квалифицированы верно.
В связи с вносимыми в судебные решения изменениями, связанными с переквалификацией действий Зябухина И.Д, назначенное ему наказание подлежит снижению с учетом положений ч. 3 ст. 66 УК РФ.
Судебная коллегия также учитывает характер и степень общественной опасности совершенных Зябухиным И.Д. преступлений, данные, характеризующие его личность, другие обстоятельства, в том числе смягчающие, которые учитывались ранее судами при назначении наказания, считает необходимым признать совокупность смягчающих наказание обстоятельств исключительной и смягчить назначенное Зябухину И.Д. наказание за каждое из преступлений, применив положения ст. 64 УК РФ.
Кроме того, с учетом необходимости внесения изменений в приговор, в части квалификации действий Зябухина И.Д. с оконченного преступления на неоконченное преступление, судебная коллегия считает необходимым применить положения ч. 2 ст. 69 УК РФ, назначив окончательное наказание путем частичного сложения наказаний, назначенных за каждое из преступлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.1, 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Куйбышевского районного суда г. Омска от 6 июля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 29 августа 2018 года в отношении Зябухина Ильи Дмитриевича изменить:
- переквалифицировать действия Зябухина И.Д. с п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначить наказание в виде лишения свободы с применением ст. 64 УК РФ на срок 7 лет 6 месяцев;
- с применением ст. 64 УК РФ смягчить наказание в виде лишения свободы по ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ до 9 лет 6 месяцев.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 и ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить к отбытию Зябухину И.Д. 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном вышеуказанные судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого Зябухина И.Д. и кассационное представление заместителя прокурора Омской области Тебеньковой Е.М. удовлетворить.
Председательствующий: Е.А. Чистякова
Судьи: Е.П. Мусохранов
С.Н. Самулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.