Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2021 (УИД 88RS0001-01-2020-000167-28) по иску Новошинского Александра Владимировича к администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 4 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новошинский Александр Владимирович (далее - Новошинский А.В, истец) обратился в суд с иском к администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края о возложении обязанности.
В обоснование своих требований указывал на то, что с 1972 года и по настоящее время Новошинский А.В. проживает на территории Эвенкийского района, жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера не имеет, жилищные субсидии не получал.
В период с 22 марта 1993 г. по 1 июля 1998 г, с 11 марта 1999 г. по 12 февраля 2001 г. Новошинский А.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Период службы Новошинского А.В. в органах внутренних дел Российской Федерации администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края не зачтен в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", законом Красноярского края от 18 декабря 2008 г. N7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края", законом Красноярского края от 21 декабря 2020 г. N 11-5580 "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края" и Новошинскому А.В. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение данной жилищной субсидии ввиду недостаточного стажа работы.
Новошинский А.В. находит действия администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края неправомерными.
Новошинский А.В. просил суд возложить на ответчиков обязанность включить в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера время его службы в органах внутренних дел календарно 6 лет 10 месяцев 9 дней, а также время его срочной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с момента призыва и до увольнения в запас календарно 2 года 1 месяц.
Определением Илимпийского районного суда Красноярского края от 30 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Илимпийского районного суда Красноярского края от 4 февраля 2021 г. исковые требования Новошинского А.В. удовлетворены частично. Период прохождения службы Новошинским А.В. в органах внутренних дел Российской Федерации с 22 марта 1993 г. по 1 июля 1998 г. (5 лет 3 месяца 10 дней), и период с 3 сентября 1999 г. по 2 апреля 2001 г. (1 год 6 месяцев 29 дней) включены в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 сентября 2021 г. решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 4 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 17 февраля 1990 г. по 25 мая 1990 г. Новошинский А.В. работал в Совхоз "Нидымский" ЭАО в должности разнорабочего.
С 13 августа 1990 г. по 29 сентября 1990 г. Новошинский А.В. был трудоустроен в Эвенкийском окружном узле связи в должности радиооператора в радиобюро.
С 22 марта 1993 г. по 1 июля 1998 г. (календарно 5 лет 3 месяца 10 дней) состоял на службе в Управлении внутренних дел Эвенкийского автономного округа.
С 28 июля 1998 г. по 2 декабря 1998 г. Новошинский А.В. был трудоустроен в Прокуратуре Эвенкийского автономного округа в должности водителя.
С 7 декабря 1998 г. по 28 июля 1999 г. работал в ТОО "Гермес" в должности водителя.
С 3 сентября 1999 г. по 2 апреля 2001 г. (календарно 1 год 6 месяцев 29 дней) состоял на службе в Управлении внутренних дел Эвенкийского автономного округа.
С 2 апреля 2001 г. по 31 марта 2006 г. состоял в МУ "Управление по делам ГО и ЧС" Эвенкийского муниципального района Эвенкийского автономного округа в должностях специалиста 1 категории, специалиста 1 категории отдела гражданской обороны, главного специалиста отдела организации предупреждения и ликвидации ЧС, ведущего специалиста отдела оперативного планирования и реагирования на ЧС. С 1 апреля 2006 г. по 1 февраля 2008 г. - в должности начальника отдела гражданской защиты.
С 13 февраля 2008 г. по 9 сентября 2013 г. Новошинский А.В. был трудоустроен в МП ЭМР "Дорожно-транспортная компания" в должности юрисконсульта.
С 16 июня 2014 г. Новошинский А.В. работает в территориальном отделе в Эвенкийском муниципальном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю по настоящее время.
Данные периоды работы проходили на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
8 декабря 2010 г. Новошинский А.В. обратился по месту постоянного проживания в Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для строительства (приобретения) жилья.
С 8 декабря 2010 г. Новошинский А.В. включен в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из заявления Новошинского А.В. от 9 июня 2020 г. на имя Главы Эвенкийского муниципального района, следует, что он подтверждает свое участие в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем, коммунальными услугами граждан Российской Федерации в 2021 г.".
9 июня 2020 г. Новошинский А.В. обратился в Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края с заявлением о разъяснении отсутствия подтверждения проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям до 29 мая 2001 г, а также о стаже прохождения трудовой деятельности в органах внутренних дел на территории Крайнего Севера.
Из ответа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 19 июня 2020 г. N1731-03/1 следует, что без подтверждения проживания в период с 31 декабря 1991 г. по 29 мая 2001 г, истцу будет отказано в получении социальной выплаты в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Письмом Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 25 июня 2020 г. N1794-03/1 Новошинскому А.В. сообщается о недостаточной общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - менее 15 лет, поскольку периоды службы в органах внутренних дел на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность стажа работы, дающего право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не зачитывается ввиду того, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, не входят в понятие "периоды работы или иной деятельности".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не связывает право на получение субсидии с возникновением права на получение страховой (трудовой) пенсии, а предусматривает при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета наличие необходимого общего трудового стажа, включая прохождение службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исключение периодов службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проходящей в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и у граждан, работающих в иных организациях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в общий стаж применительно к Федеральному закону от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" включаются периоды такой работы, является дискриминационным и противоречит вышеприведенному закону.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан (статья 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, регулирующими спорные отношения, принимая во внимание, что в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет на службе в органах внутренних дел, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований Новошинского А.В.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, не подлежат включению при определении права на жилищную субсидию, противоречат положениям Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которому при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета предусматривается необходимость наличия трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а наличие специального трудового стажа имеет значение в иных случаях, в частности для назначения пенсии за выслугу лет в силовых структурах, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом исключение периода службы в органах внутренних дел Российской Федерации из стажа, противоречит положениям указанного Федерального закона, поскольку в таком случае истец, работая в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и граждане, работающие в иных организациях в районах Крайнего Севера, будет лишен в отличие от них права на получение жилищной субсидии.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 4 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.