ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 88-4114/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 17 февраля 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Раужина Е.Н. рассмотрев гражданское дело N 2-379/2021 (УИД N) по иску Областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" к Федюшиной Е.А. о взыскании в бюджет Иркутской области неосновательно полученной суммы финансовой помощи
по кассационной жалобе Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области на заочное решение мирового судьи 77 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 октября 2021 г.
установил:
Областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" обратилось в суд с иском к Федюшиной Е.А. о взыскании в бюджет Иркутской области неосновательно полученной финансовой помощи.
В обоснование иска указано, что ответчик в июле 2019 года обратилась в администрацию Атагайского муниципального образования с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области п. Балакшин Бор.
13 июля 2019 г. истец произвел Федюшиной Е.А. выплату финансовой помощи в размере 100 000 рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости, что подтверждается ведомостью Центра социальных выплат на июль 2019 г. от 13 июля 2019 г.
Вместе с тем, как указывает истец, финансовая помощь в указанном размере получена ответчиком неправомерно, в связи с неверным определением степени утраты имущества граждан и включением их в список администрацией Атагайского муниципального образования.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N110, у ответчика отсутствовало право на получение финансовой помощи в размере 100 000 рублей.
Истец просил суд взыскать с Федюшиной Е.А. в бюджет Иркутской области неосновательно полученную финансовую помощь в размере 50 000 рублей.
Заочным решением мирового судьи 77 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района от 21 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 октября 2021 г, в удовлетворении иска отказано.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на заочное решение мирового судьи 77 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 октября 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены или изменения по следующим основаниям.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно заключению акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, составленного главой Атагайского муниципального образования ФИО6, ФИО1 Думы ФИО7, специалистом администрации ФИО8 5 июля 2019 г, имущество Федюшиной Е.А, проживающей по адресу "адрес" утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет каждому по 100 тысяч рублей. В акте указан список утраченного имущества, согласно которому пять предметов первой необходимости утрачены полностью (холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды, кровать (диван), насос для подачи воды), три предмета первой необходимости (стол, стул (табуретка), телевизор (радио) не утрачены.
Федюшина Е.А. обратилась к главе Атагайского муниципального образования с заявлением, в котором просила включить ее в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, указав, что им полностью утрачено имущество первой необходимости.
Федюшина Е.А. была включена в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Данный список был подписан главой Атагайского муниципального образования, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области, начальником главного управления МВД России по Иркутской области, утвержден первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
13 июля 2019 г. Областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, в том числе и ответчику Федюшиной Е.А. в размере 100 000 рублей.
Согласно акту встречной проверки администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" от 7 февраля 2020 г, проведенной в рамках выездной проверки использования средств, источником которых являются средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в Областном государственном казенном учреждении "Центр социальных выплат Иркутской области" за 2018-2019 годы, списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формировались на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования. Вышеуказанные списки, подписаны главами администраций муниципальных образований, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области, начальником Главного управления МВД России по Иркутской области, а также утверждены Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области. Проверкой выявлены факты неверного определения комиссиями муниципальных образований степени материального ущерба и размера финансовой помощи, необходимой в связи с утратой имущества первой необходимости и соответственно, необоснованного включения в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в том числе 83 гражданина в Администрации Атагайского муниципального образования. Комиссией Администрации Атагайского муниципального образования в случае частичной утраты имущества первой необходимости (от 3 до 7 предметов) выносились заключения о полной утрате имущества и включались в списки граждане, нуждающиеся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости (сумма финансовой помощи 100 000 рублей).
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г..N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г..N110 (действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений), Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 21 марта 2019 г..N155 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), Порядком оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, утвержденным Постановлением правительства Иркутской области N519-пп от 29 июня 2019 г..(действовавшим на момент возникновения спорных отношений), не установив факта совершения Федюшиной Е.А. каких-либо виновных и недобросовестных действий при получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, учитывая отсутствие счетной ошибки при оказании финансовой помощи, неверное определение степени утраты имущества ответчиком уполномоченными должностными лицами при составлении акта комиссионного обследования от 5 июля 2019 г..и принятие органами государственной власти и местного самоуправления решения о предоставлении Федюшиной
Е.А. финансовой помощи в размере 100 000 рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости, мировой судья пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением, дополнительно указав, что ненадлежащее исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий, установленная для них ответственность в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила N110) (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 1(1) Правил N110 понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил N110).
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N519-пп, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений и утратившим силу в связи с изданием Постановления правительства Иркутской области от 1 июля 2020 г. N393-пп "Об утверждении порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий", был утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, согласно которому финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества.
Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населённые пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником ГУ МВД РФ по делам ГО и ЧС по Иркутской области, ГУ МВД РФ по Иркутской области, утверждаются председателем правительства Иркутской области. Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", подведомственным министерству.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N155, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 11 Правил, осуществляется путем обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени полной или частичной утраты имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утверждёнными пунктом 2 (2) Правил. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные сроки подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне и начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Утвержденные руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после подписания территориальным органом МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объемов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам ГО и ЧС согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Разрешая спор, учитывая вышеприведенное правовое регулирование, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что предоставление ответчику финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости без установленных законом оснований не связано с недобросовестными действиями ответчика (выплата ответчику денежных средств в размере 100 000 рублей произведена ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" на основании списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утвержденного первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области, выплата денежных средств не является счетной ошибкой истца, доказательств противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении указанной финансовой помощи материалы дела не содержат), Федюшиной Е.А. предоставлена социальная выплата - финансовая помощь, направленная на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, обеспечивающая право на защиту личного имущества, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, и как следствие отсутствие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном, а именно о том, что на спорные отношения положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются, а именно: полученная ответчиком, как гражданином, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в июне-июле 2019, финансовая помощь за утрату имущества первой необходимости нельзя отнести к средствам, предоставленным гражданину в качестве средств к существованию, она не относится к заработной плате и приравненным к ней платежам, поскольку носит разовый характер и не может расцениваться как постоянный и основной источник средств для удовлетворения основных жизненных необходимостей - сделаны без учета правовой природы названных выплат и приведенному нормативному регулированию не соответствуют.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы о неверном определении степени утраты имущества, наличии оснований для взыскания с ответчика суммы неосновательного обогащения, по сути являются правовой позицией истца, выраженной им в ходе судебного разбирательства, исследованную судами и нашедшую правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
заочное решение мирового судьи 77 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 5 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.