Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0047-01-2020-000368-42 (N2-37/2021) по иску исполняющего обязанности прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края, действующего в интересах А.В.М, к администрации Северо-Енисейского района, жилищной комиссии администрации Северо-Енисейского района Красноярского края о включении периода прохождения А.В.М. службы в органах внутренних дел в общий стаж работы в районах Крайнего Севера, признании незаконными распоряжения главы Северо-Енисейского района и решения жилищной комиссии администрации Северо-Енисейского района, понуждении включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат
по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Северо - Енисейского районного суда Красноярского края от 1 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора Восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкую О.С, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Северо-Енисейского района обратился в суд в интересах А.В.М. с иском к администрации Северо-Енисейского района о включении периода прохождения А.В.М. службы в органах внутренних дел в общий стаж работы в районах Крайнего Севера, признании незаконными распоряжения главы Северо- Енисейского района и решения жилищной комиссии администрации Северо-Енисейского района, понуждении включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 N 879 г. утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 г. N 11-5582 администрации Северо-Енисейского района переданы полномочия по регистрации и постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125- ФЗ.
Согласно протоколу заседания районной жилищной комиссии администрации Северо-Енисейского района от 23 января 2020 г. N А.В.М. отказано в постановке на учет и во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, как не отвечающему требованиям ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, так как общая продолжительность стажа его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет менее пятнадцати календарных лет.
Из решения комиссии от 23 января 2020 г. N и письма директора департамента реализации инвестиционных программ и проектов министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 сентября 2014г. следует, что принятие вышеназванного решения обусловлено исключением из стажа А.В.М. работы в органах внутренних дел (МВД) с 3 января 1979 г. по 13 ноября 2000 г. и с 1 декабря 2010 г. по 31 января 2015г.
Не согласившись с принятым решением комиссии, А.В.М. обратился в прокуратуру Северо-Енисейского района за защитой его права.
Прокурор просил суд включить период прохождения А.В.М. службы в органах внутренних дел (МВД) с 3 января 1979 г. по 13 ноября 2000 г. и с 1 декабря 2010 г. по 31 января 2015 г. в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, признать решение жилищной комиссии администрации Северо- Енисейского района от 23 января 2020 N об отказе А.В.М. в постановке на учет и во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, незаконным; признать распоряжение главы Северо-Енисейского района от 24 января 2020 г. N "Об утверждении протокола заседания районной жилищной комиссии N от 23 января 2020 г." незаконным, возложить на администрацию Северо-Енисейского района обязанность поставить на учет А.В.М. и включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
Решением Северо -Енисейского районного суда Красноярского края от 1 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены. Суд включил период прохождения истцом службы в органах внутренних дел (МВД) с 3 января 1979 г. по 13 ноября 2000 г. и с 1 декабря 2010 г. по 31 января 2015 г. в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признал решение жилищной комиссии администрации Северо-Енисейского района от 23 января 2020 г. N об отказе истцу в постановке на учет и во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера - незаконным, признал распоряжение Главы Северо-Енисейского района от 24 января 2020 г. N "Об утверждении протокола заседания районной жилищной комиссии N от 23 января 2020 г." - незаконным.
Суд также возложил на муниципальное образование "Северо-Енисейский район Красноярского края" в лице Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края по вступлению решения суда в законную силу поставить на учет А.В.М. и включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 июля 2021 г. решение Северо -Енисейского районного суда Красноярского края от 1 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) ставится вопрос об отмене решения Северо - Енисейского районного суда Красноярского края от 1 апреля 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 июля 2021 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усматривает рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, А.В.М. зарегистрирован и проживает с 15 февраля 2001 г. по настоящее время по адресу: "адрес".
В период с 3 января 1979 г. по 13 ноября 2000 г. А.В.М. проходил службу в Северо-Енисейском отделе внутренних дел, имеет запись о прохождении службы в ОМВД в местностях Крайнего Севера, его стаж составил 21 год 10 месяцев 10 дней.
В период с 1 декабря 2010 г. по 31 января 2015 г. истец осуществлял трудовую деятельность в ФГУП "Охрана" МВД России.
30 декабря 2019 г. истец обратился с заявлением к главе Северо - Енисейского района Красноярского края в котором просил включить его в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Красноярского края.
Согласно протоколу заседания районной жилищной комиссии от 23 января 2020 г. N А.В.М. отказано в постановке на учет и во включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, как не отвечающему требованиям ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", так как общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей менее пятнадцати календарных лет.
Из решения комиссии от 23 января 2020 г. N и письма директора департамента реализации инвестиционных программ и проектов министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. следует, что данное решение принято в связи с тем, что исключены из стажа А.В.М. периоды работы в органах внутренних дел (МВД) с 3 января 1979 г. по 13 ноября 2000 г. и с 1 декабря 2010 г. по 31 января 2015 г.
Удовлетворяя заявленные требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ предусматривает при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а наличие специального трудового стажа имеет значение в иных случаях, в частности для назначения пенсии за выслугу лет в силовых структурах, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом исключение периода службы в органах внутренних дел в условиях Крайнего Севера из стажа, противоречит положениям с Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, поскольку в таком случае истец, работая в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и граждане, работающие в иных организациях в районах Крайнего Севера, будет лишен в отличие от них права на получение жилищной субсидии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статья 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ предусматривает, что постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с абзц. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.
Руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет на службе в органах внутренних дел, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором в интересах А.В.М.
Доводы кассатора о том, что ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ устанавливает требования непосредственно к продолжительности стажа работы и не учитывает иные периоды, к каковым отнесены периоды службы в органах внутренних дел, указанный Федеральный закон не имеет цели обеспечивать жилищными субсидиями граждан, проходящих службу в силовых ведомствах, были предметом правовой оценки суда, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном субъективном толковании норм права кассатором.
При этом, поскольку судами правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям ссылка кассатора на иные специальные законы, регулирующие вопросы предоставления социальных гарантий сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти (в том числе, сотрудникам правоохранительных органов) не является основанием для отмены обжалуемых по существу правильных судебных постановлений, поскольку доказательств, подтверждающих, что истец воспользовался мерами социальной поддержки в порядке установленном законами, регулирующими службу в правоохранительных органах, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.