Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N N54RS0032-01-2021-000483-49 (N 2-404/2021) по иску прокурора Ордынского района Новосибирской области в интересах Ч.Р.М. к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки
по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско - судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, полагавшую кассационную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд в интересах Ч.Р.М. с иском к государственному казенному учреждению Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" (далее - ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района") о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки.
В обоснование своих требований указал на то, что с 1 февраля 2021 г. ответчиком прекращено предоставление Ч.Р.М. государственной услуги в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по категории "работник образования", о чем истец уведомлена ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" в письменной форме.
Прекращение предоставления государственной услуги мотивировано тем, что на дату возникновения права на пенсию по старости Ч.Р.М. не достигла возраста 55 лет и правовые основания для предоставления ей компенсации как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию отсутствуют.
Ч.Р.М. по решению отдела пособий и социальных выплат Ордынского района от 12 января 2011 г. N предоставлялась мера социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг на основании Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Согласно справке УПФР в Коченевском районе Новосибирской области ((межрайонное) Ч.Р.М. назначена страховая пенсия по старости с 21 декабря 2018 г. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Законом Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. N 380-03 "О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" предусмотрен перечень оснований для прекращения выплаты компенсации.
Направленное ответчиком в адрес истца уведомление о прекращении предоставления государственной услуги, содержит основание для прекращения, не предусмотренное указанным законом.
Таким образом, прекращение предоставления Ч.Р.М. меры социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным.
Прокурор просил признать незаконным решение ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" от 2 февраля 2021 г. о прекращении истцу меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложить на ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" обязанность по предоставлению меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Ч.Р.М. с 2 февраля 2021г.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены, суд признал незаконным решение ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" от 2 февраля 2021 г. N ПКУ 00:01:1438144 о прекращении выплаты Ч.Р.М. компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг с 1 февраля 2021 г, возложил на ответчика обязанность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Ч.Р.М. с 1 февраля 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 июля 2021 г. решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" просит об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором, участвующим в деле, представил письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ч.Р.М. проживает в "адрес" который относится к сельской местности, работала в Коб-Кордоновской средней школе Северного района Новосибирской области с 15 августа 1990 г. по 2 октября 1992 г. учителем, с 17 сентября 1992 г. по 23 ноября 1992 г. в Ордынской средней школе N 1 воспитателем, с 13 сентября 1992 г. по 19 января 2021 г. учителем в Ордынской общеобразовательной школе N 2, ее общий педагогический стаж составляет более 30 лет.
В период работы в МОУ Ордынская средняя школа N 2 Ч.Р.М. с 21 декабря 2018 г. назначена пенсия в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 12 января 2011 г. истец являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" от 2 февраля 2021 г. Ч.Р.М. с 2 февраля 2021 г. прекращено предоставление мер социальной поддержки, о чем она была уведомлена.
Ч.Р.М. обратилась в прокуратуру Ордынского района Новосибирской области с заявлением о проверке законности решения ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" о прекращении предоставления государственной услуги: компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Прокурором Ордынского района Новосибирской области в ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" внесено представление об устранении нарушений законодательства в связи с прекращением Ч.Р.М. предоставления мер социальной поддержки по плате жилого помещения и коммунальных услуг, на которое ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" представило мотивированные возражения указав, что Ч.Р.М. предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" на основании Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области". Однако, учитывая, что на дату возникновения права на пенсию по старости Ч.Р.М. не достигла возраста 55 лет, правовые основания для предоставления компенсации как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, по мнению ответчика, отсутствуют.
Прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд в интересах Ч.Р.М.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. N 380-03 "О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области", исходил из того, что Ч.Р.М. является пенсионером из числа бывших педагогических работников сельского образовательного учреждения (средней школы), имеет стаж педагогической работы в сельской местности более 30-ти лет и проживает в сельской местности, в связи с чем, является субъектом, на которого распространяются положения Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", соответственно ей не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что истец в полном соответствии с действующей редакцией ч.3 ст. 2 вышеупомянутого Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г N 493 - ОЗ, после увольнения с должности учителя 19 января 2021 г, будучи пенсионером по старости, имела совокупность всех необходимых условий для дальнейшего получения мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом. Истец уволилась с работы, исполняя обязанности по должности, относящейся к категориям, указанным в ч. 1 ст. 2 названного Закона, имела стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в ч. 1 настоящей статьи, не менее 10 лет; имела право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с указанным Законом до момента увольнения, проживала и проживает в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суд первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогическое работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 3 ст.2 Закона Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-0З "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории о Новосибирской области" устанавливаются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) работникам образования, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также проживающим совместно с ними членам их семей.
Право на меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом, сохраняется за гражданами при условии, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г.:
они работали в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в ч. 1 настоящей статьи;
стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в ч. 1 настоящей статьи, составляет не менее 10 лет;
они имели право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;
они проживали в сельской местности или поселках городского типа на территории Новосибирской области.
Статьей 3 данного закона предусмотрено, что работникам образования предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления).
Положениями п.14 ст.2, пп.1, 8 и 9 ст. З Закона Новосибирской области от 6 декабря 2013 г. N 380-03 "О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области" установлено, что право на компенсацию имеют граждане, которым предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии с Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирск области".
Предоставление компенсации гражданину осуществляет государственным казенным учреждением Новосибирской области подведомственным областному исполнительному органу государственной власти Новосибирской области, уполномоченному в сфере социальной защиты населения (далее - центр социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина (далее - место жительства или место пребывания), по его выбору.
Центр социальной поддержки населения отказывает в предоставлении компенсации в случае отсутствия у гражданина права на компенсацию, а также в случае представления гражданином или его представителем документов содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения.
Установив, что Ч.Р.М. является пенсионером из числа бывших педагогических работников сельского образовательного учреждения, имеет стаж педагогической работы в сельской местности более 20-ти лет и проживает в сельской местности, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что указанными нормами права предусматривается наличие не просто права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г, а именно достижение такими лицами определенного возраста (у женщин - 55 лет), не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что в Законе Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N493-03 о предоставлении мер социальной поддержки работникам образования, работающим и проживающим в сельской местности, и лицам из их числа, ушедшим на пенсию, условие о достижении какого-либо возраста при сохранении льгот при выходе на пенсию, отсутствует.
Как правильно указано судами, законом предусмотрено, что на дату возникновения права на страховую (трудовую) пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г. (к которой относится досрочная страховая пенсия в связи с педагогической деятельностью, назначаемая ранее установленного законом общего возраста выхода на пенсию), гражданин должен работать в одной из должностей, относящихся к категориям, указанным в ч. 1 ст. 2; иметь установленный стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области в должностях, относящихся к категориям, указанным в ч.1 настоящей статьи, не менее 10 лет; у него должно быть право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законом и проживание в сельской местности (поселке городского типа) на территории Новосибирской области.
В целом, доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда о нарушений ответчиком прав истца, направлены на собственное субъективное толкование указанных правовых норм, что не может повлечь удовлетворение жалобы и отмену обжалуемых судебных актов.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы, предусмотренных ст.397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ Новосибирской области "Центр социальной поддержки населения Ордынского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.