Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0019-01-2021-000038-10 (2-23/2021) по иску Г.Е.А. к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования "Центр детского творчества города Игарки" о взыскании задолженности по заработной плате
по кассационной жалобе Г.Е.А. на решение Игарского городского суда Красноярского края от 21 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.Е.А. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования "Центр детского творчества города Игарки" (далее-МКУ ДО "Центр детского творчества города Игарки") о взыскании задолженности по заработной плате.
В обоснование требований указала, что работает у ответчика педагогом дополнительного образования. В нарушение условий трудового договора, положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ), в период с января по июнь, сентябрь 2020 года заработная плата рассчитывалась неверно, так как на стимулирующие выплаты не были начислены районный коэффициент и северная надбавка. Также неверно рассчитана оплата отпуска.
Просила суд взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по заработной плате в общей сумме 308631, 43 руб.
Решением Игарского городского суда Красноярского края от21 мая 2021г. исковые требованияоставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 сентября 2021 г. решение Игарского городского суда Красноярского края от 21 мая 2021 г. оставлено без изменения.
Г.Е.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением образования администрации Туруханского района представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, Г.Е.А. с 26 февраля 2002г. работала в МКОУ ДОД "Центр детского творчества города Игарки" педагогом дополнительного образования.
В соответствии с условиями трудового договора от 21 марта 2003г. N и дополнительных соглашений к нему, ей установлена педагогическая нагрузка 30 часов в неделю, должностной оклад с 1 июня 2020г. в размере 5 853 руб, повышающий коэффициент за категорию 25%, доплата за опыт работы в занимаемой должности свыше 10 лет - 25%, за заведование элементами инфраструктуры - 10%, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе выплаты стимулирующего характера по решению комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда.
Из расчетных листков Г.Е.А. следует, что ей выплачена заработная плата за спорный период, в том числе стимулирующие выплаты, по бальной оценке: в январе 2020г. - 33 634 руб, в марте 2020г. - 37 694 руб, в апреле 2020г. - 5 311 руб, в мае 2020г. -5 311 руб, в июне 2020г. - 5 311 руб. Также были выплачены краевые субсидии: с января по март 2020 года по 7 215 руб. ежемесячно, в апреле и мае 2020года - по 1 803 руб. ежемесячно, в сентябре 2020 года - 6184, 28 руб.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Положением об оплате труда работников МКУ ДО "Центр детского творчества города Игарки", утвержденным 22 мая 2015г, конкретный размер выплат стимулирующего характера, осуществляемый конкретному работнику учреждения, определяется по формуле, при расчете которой учитывается наряду с другими показателями гарантированный фонд оплаты труда (сумма заработной платы работников по бюджетной смете учреждения по основной и совмещаемой должностям с учетом сумм выплат компенсационного характера на месяц в плановом периоде), утвержденный в бюджетной смете (плане финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на месяц в плановом периоде.
Таким образом, месячный фонд стимулирующих выплат, установленный локальными нормативными актами, в пределах лимитов, установленных Управлением образования Администрации Турухаиского района, определенный по штатному расписанию, включает в себя, в том числе выплаты компенсационного характера, к которым относится районный коэффициент и северная надбавка.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что фонд стимулирующих выплат, размер которого ежемесячно доводится до учреждения для распределения между работниками, является составной частью фонда заработной платы и включает в себя районный коэффициент и северную надбавку, на основании чего пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании стимулирующей части заработной платы, по бальной оценке, за период с января по июнь, сентябрь 2020года с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда дополнительно указала, что субсидии, предусмотренные заключенным между Министерством финансов Красноярского края и Администрацией Турухаиского района соглашением от 28 января 2020г. N не включены в фонд оплаты работников учреждения, имели цель повышения уровня средней заработной платы в 2020году педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования, в связи с чем были выплачены без учета районного коэффициента и северной надбавки. При этом, в соответствии с приказами ответчика за спорный период краевая субсидия была распределена равнопропорционально каждому педагогическому работнику, доказательств обратного не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что решение об установлении размера стимулирующих выплат относится к исключительной компетенции работодателя, производится в соответствии с Положением об оплате труда работников МКУ ДО "Центр детского творчества города Игарки" и Положением о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, с учетом критериев оценки результативности и качества труда, и иных обстоятельств, а также отсутствия доказательств выполнения истцом работы в апреле и мае 2020года в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии ч.1 ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии с ч.1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом системы оплаты труда, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.ст. 315-317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно п. 4 Приложения к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964г. N380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изменениями, внесенными постановлением Госкомтруда СССР от 23 июня 1965г. N401) в городе Игарке Красноярского края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1, 60.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МКУ ДО "Центр детского творчества города Игарки", утвержденным 22 мая 2015г, конкретный размер выплат стимулирующего характера, осуществляемый конкретному работнику учреждения, определяется по формуле, при расчете которой учитывается наряду с другими показателями гарантированный фонд оплаты труда (сумма заработной платы работников по бюджетной смете учреждения по основной и совмещаемой должностям с учетом сумм выплат компенсационного характера на месяц в плановом периоде), утвержденный в бюджетной смете (плане финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на месяц в плановом периоде.
По смыслу приведенных норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера.
На основании анализа указанных норм, суды пришли к правильному выводу о том, что месячный фонд стимулирующих выплат, установленный локальными нормативными актами, в пределах лимитов, установленных Управлением образования Администрации Турухаиского района, определенный по штатному расписанию, включает в себя, в том числе выплаты компенсационного характера, к которым относится районный коэффициент и северная надбавка.
Поскольку фонд стимулирующих выплат, размер которого ежемесячно доводится до учреждения для распределения между работниками, является составной частью фонда заработной платы и включает в себя районный коэффициент и северную надбавку, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании стимулирующей части заработной платы, по бальной оценке, за период с января по июнь, сентябрь 2020года с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
Установив фактические обстоятельства дела, применив указанные нормы материального права, оценив все представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что фонд стимулирующих выплат не включает в себя районный коэффициент и северную надбавку, что из штатных расписаний учреждения следует, что районный коэффициент и северная надбавка применяются ответчиком только к должностным окладам, а к стимулирующим и к персональным выплатам ни районный коэффициент, ни северная надбавка не рассчитываются; что из расчетных листков истца следует, что на персональные выплаты начисляется районный коэффициент и северная надбавка, но на стимулирующие выплаты ответчик указанных надбавок не начисляет, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что фонд стимулирующих выплат, определенный по штатному расписанию учреждения, размер которого доводится до учреждения ежемесячно Управлением образования Администрации Туруханского района, является составной частью фонда заработной платы и включает в себя районный коэффициент и северную надбавку. Доказательств необоснованного снижения истцу стимулирующих выплат или их невыплата в материалы дела не представлено. Выплаты стимулирующего характера являются мерами поощрения, которые направлены на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью, могут изменяться в зависимости от финансовой возможности учреждения и общей оценки работы каждого работника, и изменение размера этих выплат, а также их невыплата в связи с отсутствием на это в учреждении денежных средств, не могут расцениваться как нарушающие право работников на оплату труда
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку, по сути, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанции, нарушений норм материального права или норм процессуального права в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, не допущено, оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Игарского городского суда Красноярского края от 21 мая 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.