Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3739/2021 (УИД 22RS0068-01-2021-004470-75) по иску Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" к Фофанову Дмитрию Александровичу о взыскании задолженности, по кассационной жалобе Фофанова Дмитрия Александровича на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краевое государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов", истец) обратился в суд с иском к Фофанову Дмитрию Александровичу (далее - Фофанов Д.А, ответчик) о взыскании задолженности.
В обоснование своих требований указывало на то, что 29 августа 2007 г. между КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" и Фофановым Д.А. заключен договор о стационарном обслуживании N (далее - Договор).
Пунктом 2.1. Договора предусмотрен конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание и оказание социальных услуг, вносимой заказчиком, который определяется в соответствии с приказом по основной деятельности. Согласно пункту 2.5. Договора размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не может превышать 75%, установленных заказчику пенсий.
Пункт 2.4. Договора предусматривает, что плата за обслуживание может меняться в зависимости от изменения норм питания, нормативов обслуживания мягким инвентарем, уровня потребительских цен в Алтайском крае, тарифов за оплату по содержанию жилых помещений и будет пересматриваться ежегодно.
До 1 января 2015 г. размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определялся учреждением, с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату услуг по содержанию жилых помещений, и не мог превышать 75% установленной ему пенсии.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономический основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным Законом от 28 декабря 2013 г. N442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем, Федеральным Законом от 28 декабря 2013 г. N442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В связи с изменениями сумм платы за стационарное обслуживание ответчику было предложено заключить дополнительное соглашение к договору. От подписания дополнительного соглашения ответчик отказался, в связи с чем был составлен акт об отказе в подписи, который подтверждает, что с содержанием ответчик был ознакомлен, но от подписи в нем отказался.
Кроме того, ответчиком написано заявление в Пенсионный фонд об уменьшении перечисления с пенсии оплаты за стационарное обслуживание, и на сегодняшний день на счет учреждения поступает менее 75 % его пенсии. Таким образом, ответчик не вносит полную плату, предусмотренную договором за стационарное обслуживание, но при этом продолжает пользоваться предусмотренными договором услугами.
За период с мая 2018 г. по март 2020 г. сумма задолженности по договору перед учреждением составила 91 862, 68 руб.
В адрес ответчика направлялась претензия об имеющейся задолженности, однако на сегодняшний день задолженность за предоставление социальных услуг не погашена.
КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" просило суд взыскать с ответчика задолженность в размере 91 862, 68 руб. за период с мая 2018 г. по март 2020 г, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 956 руб.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 июля 2021 г. исковые требования КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" удовлетворены. С Фофанова Д.А. в пользу КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" взыскана оплата за стационарное обслуживание в размере 91 862, 68 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 956 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 октября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фофанов Д.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Фофанов Д.А. является "данные изъяты", нуждается в стационарном обслуживании.
29 августа 2007 г. между Фофановым Д.А. и КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов N.
Плата за стационарное социальное обслуживание гражданина включает в себя затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений (пункт 1.1 договора).
Пунктом 2.1 договора предусмотрен конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание и оказание социальных услуг, вносимой заказчиком, который определяется в соответствии с приказом по основной деятельности, и составляет 1 919, 35 руб.
Заказчик обязуется вносить плату в размере, предусмотренном п. 2.1 договора, не позднее, чем за пять дней до конца текущего месяца путем безналичного перечисления на счет исполнителя органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (п. 2.2 договора).
Из пункта 2.4 договора следует, что плата за обслуживание может меняться в зависимости от изменения норм питания, нормативов обслуживания мягким инвентарем, уровня потребительских цен в "адрес", тарифов за оплату по содержанию жилых помещений и будет пересматриваться ежегодно.
Согласно п.2.5 договора размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание не может превышать 75%, установленных заказчику пенсий.
В декабре 2014 г. руководителем КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" была утверждена следующая калькуляция: сумма за стационарное социальное обслуживание (для мужчин общего отделения) составила 9 377, 00 руб, период действия с 29 декабря 2014 г.
В связи с изменениями сумм платы за стационарное обслуживание ответчику было предложено заключить дополнительное соглашение к договору от 29 августа 2007 г.
От подписания дополнительного соглашения ответчик отказался.
Ответчик полную оплату, предусмотренную договором за стационарное обслуживание, не вносит, продолжает пользоваться предусмотренными договором услугами.
На основании заявления ответчика в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Барнаулу с января 2018 г. осуществляется перечисление с пенсии Фофанова Д.А. в размере 15% на счет истца.
Согласно справке ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Барнаулу размер пенсии ответчика с января 2018 г. по март 2020 г. включительно составляет от 11 578, 81 руб. до 12 152, 89 руб. (повышение с учетом индексации).
С заявлением об изменении условий договора и уменьшении стоимости услуг ответчик к истцу не обращался.
За период с мая 2018 г. по март 2020 г. сумма задолженности по договору перед учреждением составила 91 862, 68 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Фофанов Д.А. признан нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания при постоянном проживании, проживает в помещении КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов", принимает социальные услугу, не относится к лицам, которым в соответствии с действующим законодательством социальное обслуживание предоставляется на бесплатной основе, то обязан оплачивать услуги в целом, предоставляемые по договору, а поскольку факт неисполнения ответчиком условий договора в части невнесения платы за стационарное социальное обслуживание установлен, требуемая к взысканию сумма за стационарное обслуживание составляет ежемесячно 75% размера пенсии ответчика, то требования истца являются обоснованными.
При этом, суд, исходя из даты обращения истца с настоящим иском в суд, периода обращения истца за судебной защитой к мировому судье о выдаче судебного приказа, который был отменен по заявлению ответчика, не нашел оснований для применения срока исковой давности к заявленным истцом требованиям.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Фофанова Д.А. в КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (2007 г.) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Одной из форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получателя социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщика социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона).
В статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; право на участие в составлении индивидуальных программ.
Согласно статье 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно".
Статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с принятием данного федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 г. перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации (часть 2 этой статьи).
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу названного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с этим федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Суды первой и апелляционной инстанций, установив в соответствии к положениями части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", что между Фофановым Д.А. и КГБ СУ СО "Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов" правоотношения по предоставлению социальных услуг возникли до 1 января 2015 г, то есть на момент введения нового правового регулирования такие отношения являлись длящимися, и приняв во внимание условие названной нормы о недопустимости превышения размера оплаты за предоставление социальных услуг, установленного для граждан - получателей социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г, при установлении с 1 января 2015 г. нового размера такой оплаты, с учетом того, что ранее заключенный договор от 29 августа 2007 г. не расторгнут, является юридически действующим, пришел к выводу о том, что ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере 75% получаемой пенсии.
При этом суд установил, что размер ежемесячной оплаты с пенсии ответчика не превышает затрат исполнителя на содержание одного человека в месяц, а именно размер оплат ответчика за стационарное обслуживание должен составлять в спорный период с 8 939, 95 руб. до 9 114, 67 руб. (75 % от размера пенсии), что не превышает стоимость содержания (9 377, 00 руб.).
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Довод кассационной жалобы о том, что согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" он вправе отказаться от социального обслуживания, не может являться основанием для отмены судебных актов.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
Приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 935н утвержден Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, согласно пункту 12 которого получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные, на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Пунктом 38 данного Порядка предусмотрено одним из оснований прекращения предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Отказ от всех социальных услуг только с условием проживания не предусмотрен нормами о социальном обслуживании.
Отказ от социального обслуживания означает отказ от всей совокупности предоставляемых гражданину социальных услуг, а потому доводы ответчика о возможности его отказа от части социального обслуживания основаны на неправильном применении норм материального права.
Такой отказ от части социального обслуживания возможен только со внесением изменений в индивидуальную программу, от чего ответчик отказался, как установлено судом апелляционной инстанции.
Вопреки доводам ответчика, судами правильно применены положения гражданского законодательства об исковой давности, сумма задолженности взыскана за период 3 года с учетом отмены судебного приказа.
В целом доводы кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, о нарушении судами норм материального и процессуального права не свидетельствуют, по сути, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, тождественны доводам, приведенным в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Несогласие с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фофанова Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.