Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4204/2021 (УИД 19RS0010-01-2021-000390-41) по иску Гольцера Виталия Викторовича к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Центр занятости населения" о признании незаконным решения, возложении обязанности, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Центр занятости населения" на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 9 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гольцер Виталий Викторович (далее - Гольцер В.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Центр занятости населения" (далее - ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения", ответчик) о признании незаконным решения, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Гольцер В.В. состоял на учете в ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" в качестве безработного, ему выплачивалось пособие по безработице.
Приказом ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" от 25 февраля 2021 г. N056П2101 Гольцер В.В. приостановлена выплата пособия по безработице на период с 5 февраля 2021 г. по 4 марта 2021 г. в связи с нарушением Гольцер В.В. без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (неявка в назначенное посещение 24 февраля 2021 г.).
Решение ответчика Гольцер В.В. считает незаконным.
Гольцер В.В. просил суд признать незаконным приказ ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" от 25 февраля 2021 г. N056П2101; признать неявку Гольцер В.В. в ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" 24 февраля 2021 г. уважительной; обязать ответчика выплатить ему пособие по безработице за период с 5 февраля 2021 г. по 4 марта 2021 г.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 августа 2021 г. исковые требования Гольцер В.В. удовлетворены частично. Причина неявки Гольцер В.В. 24 февраля 2021 г. в ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" признана уважительной. Приказ ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" от 25 февраля 2021 г. N 056 П/2101 признан незаконным. На ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" возложена обязанность выплатить Гольцер В.В. пособие по безработице за период с 5 февраля 2021 г. по 24 февраля 2021 г. В удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказано. С ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" в доход муниципального образования г. Абакан взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 9 ноября 2021 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 августа 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" просит об отмене судебных актов как незаконных.
Гольцер В.В. подан отзыв на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Гольцер В.В. зарегистрирован в ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" в качестве безработного с 4 февраля 2021 г.
Согласно личному делу N 0250099/2111 от 25 января 2021 г. Гольцер В.В. предупрежден, что должен посещать Ширинский отдел ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" в установленные дни и часы. Предъявлять при перерегистрации трудовую книжку и паспорт.
Гольцер В.В. уведомлен о необходимости явки 24 февраля 2021 г. в Ширинский отдел ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения".
Приказом Ширинского отдела ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" от 25 февраля 2021 г. N 056П/2101 Гольцеру В.В. приостановлена выплата пособия по безработице на период с 5 февраля 2021 г. по 4 марта 2021 г. в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (неявка на назначенное посещение 24 февраля 2021 г.)
В этот же день в вышеуказанный приказ внесены изменения в части сроков приостановления выплаты пособия по безработице с 5 февраля 2021 г. по 24 февраля 2021 г.
Не согласившись с приостановлением выплаты пособия по безработице, Гольцер В.В. обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия, а также в Прокуратуру Ширинского района Республики Хакасия, где приказы ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" от 25 февраля 2021 г. N 056П/2101 признаны законными.
Полагая неявку на перерегистрацию в Ширинский отдел ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" уважительной, Гольцер В.В. обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что факт неявки истца в Ширинский отдел ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" для перерегистрации 24 февраля 2021 г. носил уважительный характер, в связи с чем, приказ от 25 февраля 2021 г. о приостановке выплаты истцу пособия по безработице является незаконным. На ГКУ Республики Хакасия "Центр занятости населения" возложена обязанность по выплате Гольцеру В.В. пособия по безработице за период с 5 февраля 2021 г. по 24 февраля 2021 г.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливается возможность прекращения, приостановления выплаты пособия по безработице или сокращения размера выплаты пособия.
Согласно пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" под прекращением выплаты пособия понимается отмена выплаты пособия с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.
При этом, прекращение, приостановление выплаты пособия по смыслу статьи 35 названного Закона допускаются в установленных случаях и только по решению органов службы занятости населения.
Так, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случае длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
Выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц, в том числе в случае нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Порядок осуществления органами службы занятости социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определен Правилами, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденными Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н (далее - Правила).
В силу пункта 15 Правил ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Согласно пункта 18 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы.
В случае нарушения гражданином без уважительных причин сроков перерегистрации в качестве безработного приостановка выплаты пособия по безработице осуществляется на месяц. При явке безработного гражданина в случае первичного нарушения сроков перерегистрации период приостановки выплаты пособия по безработице уменьшается до количества дней от дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию (без нарушений), до фактической явки на перерегистрацию. Решение об изменении срока приостановки выплаты пособия принимается в день фактической явки гражданина (пункт 58 Правил).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 мая 2010 г. N 698-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова А.Л... на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", целевое назначение пособия по безработице как меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее. При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.
Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня "уважительных причин" само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, поскольку Гольцер В.В. не явился в назначенную органом службы занятости населения дату перерегистрации (24 февраля), явился на следующий день 25 февраля и впоследствии предоставил документов в обоснование уважительности причин неявки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о незаконности действий ответчика, связанных с приостановлением выплаты пособия по безработице, и наличии оснований для удовлетворения иска.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Судами установлено, что истец проходил 24 февраля 2021 г. медицинский осмотр по направлению потенциального работодателя с целью трудоустройства, а также участвовал по делу в судебном заседании, что препятствовало истцу своевременно явиться для перерегистрации в орган службы занятости. Данные причины правомерно признаны в качестве уважительных причин невозможности явки.
В соответствии с пунктом 9 Перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. N 10н, одним из таких документов является решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
В связи с чем, кроме предусмотренных документов, законодатель отнес к полномочиям суда определять уважительность причин неявки для перерегистрации.
Установив изложенное, суд, реализуя предоставленные ему законом дискреционные полномочия по оценке конкретных ситуаций при разрешении спора, вправе был, вопреки доводам кассационной жалобы, сделать вывод об уважительности причин неявки истца для перерегистрации в орган службы занятости населения.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правомерно учли, что явка для перерегистрации осуществлена истцом на следующий день, а прохождение медицинского осмотра способствовало трудоустройству истца в кратчайшие сроки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 9 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Центр занятости населения" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Леонтьева
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.