Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-246/2021 (УИД 04RS0016-01-2021-000424-93) по исковому заявлению Будаевой Бальжит Буянтоевны к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 5" УФСИН России по Республике Бурятия о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете
по кассационной жалобе начальника Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 5" УФСИН России по Республике Бурятия Зандакова С.Н. на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 25 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Будаева Б.Б. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 5" УФСИН России по Республике Бурятия (далее по тексту - ФКУ "ЛИУ-5" УФСИН России по Республике Бурятия) о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете.
В обоснование требований указано, что согласно выписке из протокола жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия N1 от 2 февраля 2021 г. истец снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неправомерной постановкой 27 октября 2003 г.
В ходе проверки жилищной комиссии установлено, что на момент постановки на учет она фактически проживала по адресу: улус "адрес"1 без постоянной регистрации.
На дату постановки на учет истец формально была прописана в квартире по адресу: "адрес", которая принадлежит на праве собственности ФИО15, ФИО9, ФИО9, ФИО10 в равных долях. Истец в ордер на указанную квартиру не включена, регистрация носила номинальный характер и была необходима для обучения и трудоустройства. В квартире она не проживала.
Постоянная прописка по адресу: "адрес", оформлена 16 ноября 2006 г. Договор социального найма служебного помещения по указанному адресу заключен 10 ноября 2007 г.
С принятым решением истец не согласна. Ограничившись только формальной проверкой прописки, жилищная комиссия вопрос о нуждаемости в предоставлении жилого помещения не обсуждала, решение вынесено без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу. В настоящее время в связи с трудоустройством супруга в "адрес" Республики Саха (Якутия) временно приехала с ребенком к супругу.
Решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2021 г. исковые требования Будаевой Б.Б. удовлетворены. Решение N от 2 февраля 2021 г. жилищной комиссии ФКУ ЛИУ N 5 УФСИН России по Республике Бурятия в отношении Будаевой Б.Б. о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признано незаконным. Будаева Б.Б. восстановлена на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27 октября 2003 г.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 25 августа 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальник ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия Зандаков С.Н. ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов, фактическим обстоятельствам дела.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от представителя Будаевой Б.Б. - Артюховой Н.Е.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Будаева Б.Б. 16 апреля 2001 г. поступила на службу в ФКУ "ЛИУ-5" УФСИН России по Республике Бурятия, 30 октября 2018 г. - уволена со службы по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе.
На основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ ЖБК ФКУ ЛИУ-5 УИН Минюста России по Республике Бурятия Будаевой Б.Б. предоставлена квартира по адресу: "адрес"1.
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от 10 ноября 2003 г. Будаева Б.Б. проживает в служебной квартире по адресу: "адрес"1. Дом признан аварийным.
На основании рапорта Будаевой Б.Б. от 27 октября 2003 г. решением ЖБК ФКУ ЛИУ-5 УИН Минюста России по Республике Бурятия от 24 ноября 2003 г. N Будаева Б.Б. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет с момента подачи рапорта.
Решением ЖБК ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия от 20 декабря 2013 г. N в состав семьи Будаевой Б.Б, состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включены муж - ФИО12 и дочь - ФИО13
2 февраля 2021 г. Будаева Б.Б. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неправомерной постановкой на учет на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия N.
В обосновании принятого решения указано, что Будаева Б.Б. на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имела постоянную регистрацию в у. "адрес", была прописана по адресу: "адрес", жилая площадь составляет "данные изъяты" кв.м, было прописано 3 человека. Таким образом, на 1 человека обеспеченность жилой площадью составляла 13, 83 кв.м, у Будаевой Б.Б. была обеспеченность жильем более 7 кв.м.
Из дела видно, что Будаева Б.Б. имела постоянную регистрацию в квартире по адресу: "адрес" 11 апреля 1989 г. по 12 октября 2006 г.
Основания и условия проживания Будаевой Б.Б. указанном жилом помещении ответчиком не устанавливались.
Судом установлено, что квартира по адресу: "адрес", была предоставлена на основании ордера N от 12 февраля 1980 г. ФИО16 на состав семьи: ФИО14 - жена, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения - сын, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения - сын.
Решением профкома и председателя рескома профсоюза работников АПК от 15 мая 1992 г. Будаевой Н.Л. выделена квартира по адресу: "адрес" на состав семьи: ФИО16 - муж, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения - сын. Ранее занимаемая квартира сохранена за матерью ФИО17 и сыном ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
Ордер N от 23 августа 1993 г. на квартиру по адресу: "адрес" переоформлен на Захарова Б.С, в составе семьи указана Дугаржапова Ц. С Захаровым Б.С. на указанное жилое помещение заключен договор социального найма от 19 января 2016 г. N.
На основании договора N от 2 февраля 2016 г. указанная квартира передана Захарову Б.С. и его несовершеннолетним детям в собственность на основании закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Право собственности ФИО15, ФИО9, ФИО10 и ФИО9 на квартиру по адресу: "адрес" зарегистрировано 24 мая 2016 г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения.
Удовлетворяя исковые требования Будаевой Б.Б. суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Будаева Б.Б. на момент постановки ее на учет нуждающихся, была обеспечена жильем, в том числе по месту регистрации по адресу: "адрес", поскольку право пользования указанным жилым помещением у нее не возникло и не сохранилось, в связи с отсутствием доказательств вселения и проживания в качестве члена семьи нанимателя. В связи с чем, суды пришли к вводу о незаконности оспариваемого истцом решения, принятого ответчиком, и наличию оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно положениям статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент принятия Будаевой Б.Б. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
Согласно положениям статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно пунктам 2 и 8 "Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 199), на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.
В порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В силу положениям статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, установив, что Будаева Б.Б. начиная с сентября 1990 г. по 2018 г. работала и проживала в Мухоршибирском районе Республике Бурятия, в том числе с апреля 2001 г. по 30 октября 2018 г. непрерывно в ФКУ ЛИУ-5, с 19 февраля 2003 г. проживала в служебном жилом помещении в с. Балта, Мухоршибирского района на основании ордера, ссылку на который содержит акт проверки жилищных условий от 14 ноября 2018 г, право пользования иным жилым помещением, в том числе по месту регистрации, с момента постановки на учет не приобрела, в собственности жилых помещений не имеет, бюджетные средства на приобретение жилья не получала, иным способом не была обеспечена жилым помещением, суды пришли к законному выводу о том, что истец правомерно была поставлена учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных законом оснований для снятия её с данного учета не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обеспеченности Будаевой Б.Б. на момент постановки на учет жилым помещением по месту регистрации, были предметом проверки при предыдущем рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы сводятся к оценке доказательств по делу и установлению фактических обстоятельств, а поэтому не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при сборе и оценке доказательств судами допущено не было.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 25 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия Зандакова С.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.