Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1534/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лабинск-Сахар" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 20 октября 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Туманяна А.С, допросив эксперта ФИО9, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Лабинск-Сахар" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости. В обоснование требований указано, что существенное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогового бремени.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 20 октября 2021 г. заявленный административный иск удовлетворен частично. По состоянию на 1 января 2020 г. установлена кадастровая земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 49 210 861 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 87 262 246 руб. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости определено считать 9 августа 2021 г.
Административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать. Полагает, что кадастровая оценка проведена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Указывает, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговых платежей, что влияет на наполняемость бюджета.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца, допросив эксперта, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес"
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2020 г.
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г. определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 68 777 934, 68 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 121 530 214, 18 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, административный истец представил отчет, составленный оценщиком ООО "Агентство недвижимости" ФИО10. N от ДД.ММ.ГГГГ г, согласно которому по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" составила 34 067 000 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составила 80 809 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке земельных участков, определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ г. N, выполненной экспертом АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз" ФИО11, отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки. Согласно заключению эксперта по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" составила 49 210 867 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" составила 87 262 246 руб.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Суд апелляционной инстанции, допросив эксперта ФИО12 в судебном заседании, с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
Экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, проанализирован рынок земельных участков в Краснодарском крае, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
Согласно заключению судебной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ г. выводы эксперта основаны на использовании сравнительного подхода.
В судебном заседании эксперт пояснил, что на странице 7 экспертного заключения им допущена описка в указании кадастрового номера и адреса объекта оценки.
На страницах 8-9 экспертного заключения приведено описание объектов исследования. Экспертом определен вид разрешенного использования данных земельных участков - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материального технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок. Оцениваемые земельные участки отнесены к сегменту рынка - под индустриальную застройку. При исследовании были использованы объекты-аналоги земельных участков категории "ИЖС", в связи с тем, что на дату оценки отсутствовали предложения с аналогами с видом разрешенного использования, как у объектов оценки. Корректировка на вид разрешенного использования в отношении объектов-аналогов применена на основании данных Справочника оценщика недвижимости, под ред. Лейфера Л.А. 2018, Земельные участки.
Выводы эксперта, приведенные в заключении, не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости. В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методы и методики определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется соответствующая подписка.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объектов, кроме заключения эксперта не имеется, учитывая, что данным заключением судебной оценочной экспертизы подтвержден размер рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена по состоянию на 1 января 2020 г. на основании заключения судебной экспертизы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 20 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.