Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-152/2021 по административному исковому заявлению Задирановой Натальи Сергеевны, Задирановой Светланы Александровны о признании недействующим в части решения Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 15 февраля 2021 г. N 265 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым"
по апелляционной жалобе Задирановой Натальи Сергеевны, Задирановой Светланы Александровны на решение Верховного Суда Республики Крым от 27 октября 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 5 марта 2019 г. N 829 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.
Указанное решение размещено на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет bahch.rk.gov.ru 7 марта 2019 г, а также опубликовано в еженедельной газете "Слава труду" выпуск N 9 (10272) от 7 марта 2019 г.
Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 15 февраля 2021 г. N 265 в указанные Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым внесены изменения (далее Решение N 265).
Решение N 265 размещено на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет bahch.rk.gov.ru 17 февраля 2021 г, а также опубликовано в еженедельной газете "Слава труду" выпуск N 6 (10373) от 19 февраля 2021 г.
Задиранова Н.С, Задиранова С.А. просили признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Решение N 265 в части отнесения земельного участка, находящегося в их собственности, к зоне СХ-1 "Зона сельскохозяйственного назначения" вместо ранее установленной зоны СХ-3 "Зона садово-дачной застройки", ссылаясь в обоснование на противоречие установленной зоны функциональной зоне "Для ведения дачного хозяйства", установленной генеральным планом.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 27 октября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просит указанный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района, по которым представительный орган местного самоуправления принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование Бахчисарайский район наделено Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" статусом муниципального района с определением его административным центром города Бахчисарай. В составе муниципального образования Бахчисарайский район образовано Песчановское сельское поселение (административный центр - село Песчаное).
Исходя из названных норм, а также положений Устава муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, утвержденного решением Бахчисарайского районного совета от 7 ноября 2014 г. N 36, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, в надлежащей форме, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), на которой отображаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2, 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что 21 июня 2007 г. Бахчисарайской районной государственной администрацией Задиранову С.Н. выдан Государственный акт на право собственности серии ЯД N 577453 на земельный участок площадью 1, 8862 га, целевое назначение (использование) земельного участка - для ведения товарного сельскохозяйственного производства, расположенный на территории Песчановского сельского совета Бахчисарайского района Автономной Республики Крым.
Административные истцы в порядке наследования владеют указанным земельным участком, которому присвоен кадастровый номер "данные изъяты", площадью 18 862 кв.м, расположенным по адресу: "адрес" категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.
Судом первой инстанции верно отмечено, что поскольку статья 22 Земельного кодекса Украины (в редакции на дату предоставления земельного участка Задиранову С.Н.) относила к землям сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежи) и несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям других категорий, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т.п.), предоставление Задиранову С.Н. земельного участка для ведения товарного сельскохозяйственного производства свидетельствует о предоставлении ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: сельскохозяйственные угодья.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 данной статьи).
Пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ установлено, что пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) являются сельскохозяйственными угодьями, которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
С учетом указанных обстоятельств, вопреки доводам апелляционной жалобы, нельзя полагать, что при отнесении земельного участка административных истцов к территориальной зоне СХ-1 не было учтено фактическое землепользование (угодья), которое может не совпадать с видом разрешенного использования земельного участка.
Установление правилами землепользования и застройки в отношение принадлежащего административным истцам земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, территориальной зоны СХ-1 соотносится с положениями ранее приведенного пункта 2 статьи 77 ЗК РФ, устанавливающего состав земель сельскохозяйственного, назначения, среди которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Как установлено судом первой инстанции, Правила землепользования и застройки приведены в соответствие с действующим законодательством на основании внесенного протеста прокуратуры Бахчисарайского района Республики Крым от 6 апреля 2020 г, установившего нарушение требований части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 1, 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривающих запрет на включение сельскохозяйственных угодий в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд и их использование для строительства садовых и жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, а также на установление градостроительного регламента для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В части доводов апелляционной жалобы, повторяющих позицию административного иска, о несоответствии Решения N 265 в оспариваемой части генеральному плану необходимо указать следующее.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утвержденного Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым на 79 сессии 1 созыва N 780 от 6 декабря 2018 г, земельный участок административных истцов отнесен к функциональной зоне "Зона сельскохозяйственного использования", чему, как обоснованно указал суд в обжалуемом решении, не противоречит установленная Решением N 265 территориальная зона СХ-1 "Зона сельскохозяйственных угодий".
В части несоответствия подзоне "Зона объектов сельскохозяйственного назначения, предназначенная для ведения дачного хозяйства", судебная коллегия отмечает, что исходя из положений части 10 статьи 35 ГрК РФ для установления в отношении земельного участка административных истцов зоны ведения дачного хозяйства, садоводства, земельный участок подлежит включению в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Из материалов административного дела не следует, что в отношении земельного участка административных истцов осуществлен перевод в категорию "земли населенных пунктов".
Принимая во внимание изложенное, а также то, что Генеральным планом определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, такое планирование может отличаться от сложившейся планировки территории и существующего землепользования, которое и было учтено органом местного самоуправления при установлении в отношении земельного участка административного истца оспариваемой территориальной зоны.
В этой связи суд первой инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае нарушений градостроительного законодательства.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении суда.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 27 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Задирановой Натальи Сергеевны, Задирановой Светланы Александровны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.