Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 мая 2021 года по административному делу N 2а-146/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, выслушав объяснения представителя администрации города Хабаровска ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Хабаровска обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска в части непринятия мер к обследованию жилых домов NN, 93, 120, 125, 149, 163, 173, 193 по проспекту 60-летия Октября, NN 18 "А", 20 "Б" по улице Антенной, N 31 "А" по улице Воровского, N 10 по улице Воронежской, N 23 по улице Восточный Семафор, N 31 по улице Казанской, N 5 по улице Куйбышева, N 9 по улице Локомотивной, N 3 по улице Ломоносова, N 2 "Б" по улице Пермской, NN11, 17 по улице Семашко, N 13 по улице Серова, NN 17 "А", 17 "Б" по улице Ухтомского, N 31 по улице Целинной, N 6 по Чернореченскому шоссе, N 9 по улице Индустриальной, N 7 по улице Менделеева, N 8 по переулку Олюторскому, N 8 "Б" улице Радищева, N 42 по улице Комсомольской, N 73 по улице Специалистов, N 5 по улице Уссурийской, N 117 "А" по улице Запарина, NN 35, 36, 37, 41 по улице Знаменщикова, N 11 по улице Забайкальской, N 10 по переулку Зеленоборскому, N 4 по переулку Гупровскому, NN 2, 12 по переулку Ивановскому, N 82 "А" по улице Истомина, N 103 "А" по улице Комсомольской, N 1 по улице Массовой, N 5 по переулку Сормовскому, N94 по улице Тургенева, NN 106, 108 по улице Фрунзе, N 8 по улице Ханкайской, N 3 по улице Первостроителей, N 54 по улице Полины Осипенко, N 9 по улице Салтыкова-Щедрина, N 25 по улице Ясной в городе Хабаровске; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность заключить муниципальные контракты со специализированными организациями для проведения дополнительного обследования указанных многоквартирных домов в части оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций дома, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в течении трех
месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность обеспечить подготовку документов, необходимых для заседания межведомственной комиссии; назначить дату проведения заседания межведомственной комиссии, которое должно состояться не позднее 30 дней с момента получения заключений специализированных организаций.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 мая 2021 года, административные исковые требования прокурора города Хабаровска удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации города Хабаровска в части непринятия мер к обследованию жилых домов: NN, 93, 120, 125, 149, 173, 193 по проспекту 60-летия Октября, N 18 "А" по улице Антенной, N 10 по улице Воронежской, N 23 по улице Восточный Семафор, N 31 по улице Казанской, N 3 по улице Ломоносова, N 2 "Б" по улице Пермской, N 17 по улице Семашко, N 17 "Б" по улице Ухтомского, N 7 по улице Менделеева, N 8 по переулку Олюторскому, N 8 "Б" улице Радищева, N 73 по улице Специалистов, N 5 по улице Уссурийской, NN 36, 37, 41 по улице Знаменщикова, N 11 по улице Забайкальской, N 10 по переулку Зеленоборскому, N 4 по переулку Гупровскому, N 82 "А" по улице Истомина, N 103 "А" по улице Комсомольской, N 94 по улице Тургенева, NN 106, 108 по улице Фрунзе, N 8 по улице Ханкайской, N 54 по улице Полины Осипенко, N 25 по улице Ясной в городе Хабаровске; на администрацию города Хабаровска возложены обязанности в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: заключить муниципальные контракты со специализированными организациями для проведения дополнительного обследования всех указанных многоквартирных домов в части оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций дома; заключить муниципальные контракты со специализированными организациями для проведения дополнительного обследования в части оценки степени огнестойкости и санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в отношении жилых домов: N 120 по проспекту 60-летия Октября, N 18 "А" по улице Антенной, N 10 по улице Воронежской, N 82 "А" по улице Истомина, N 103 "А" по улице Комсомольской, N 94 по улице Тургенева, N106 по улице Фрунзе; заключить муниципальные контракты со специализированными организациями для проведения дополнительного обследования в части оценки степени огнестойкости в отношении жилого дома: N 17 "Б" по улице Ухтомского; заключить муниципальные контракты со специализированными организациями для проведения дополнительного
обследования в части оценки санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в отношении жилых домов: NN 125, 149, 173, 193 по проспекту 60-летия Октября, N 31 по улице Казанской, N 3 по улице Ломоносова, N 2 "Б" по улице Пермской, N 17 по улице Семашко, N 7 по улице Менделеева, N 8 по переулку Олюторскому, N 73 по улице Специалистов, N 11 по улице Забайкальской, N 10 по переулку Зеленоборскому, N 4 по переулку Гупровскому, N 108 по улице Фрунзе, N8 по улице Ханкайской, N 54 по улице Полины Осипенко, N 25 по улице Ясной города Хабаровска; на администрацию города Хабаровска возложена обязанность обеспечить подготовку документов, необходимых для заседания межведомственной комиссии; назначить дату проведения заседания межведомственной комиссии, которое должно состояться не позднее 30 дней с момента получения заключений специализированных организаций. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
26 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Хабаровска, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 28 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановления, и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора города Хабаровска в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, администрация города Хабаровска не проявляла бездействия в отношении проведения ненадлежащего обследования жилых домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, принимала все необходимые, в рамках своих полномочий и возможностей, меры. В настоящее время администрацией города Хабаровска проведена работа по обследованию всех жилых домов, в том числе части жилых домов специалистами Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" на соответствие степени огнестойкости, специалистами ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае"; в отношении отдельных жилых домов межведомственной комиссией: принято решение о выявлении оснований для признания их аварийными и подлежащими сносу, приняты решения о проведении обследования специализированными организациями и ведётся работа по заключению соответствующих муниципальных контрактов. Учитывая количество многоквартирных домов, подлежащих обследованию (33 дома), а также то, что процедура подготовки, проведения аукциона и заключения муниципальных контрактов занимает длительное время, и то, что проведение указанных работ возможно только при наличии и выделении бюджетных средств на соответствующие цели в рамках ФЗ N 44, срок, установленный судом для заключения муниципальных контрактов является неисполнимым и необоснованным. Судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Понуждение администрации города Хабаровска к заключению муниципальных контрактов для проведения обследования спорных многоквартирных домов является по существу ограничением права местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Статья 10 Конституции РФ запрещает судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти. В полномочия суда не входит оценка вопросов необходимости заключения муниципальных контрактов для проведения обследования многоквартирных домов на предмет аварийности.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2021 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации города Хабаровска ФИО6, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой города Хабаровска совместно со специалистом Главного управления регионального государственного контроля проведена проверка соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, в ходе которой было установлено, что жилые дома: NN 93, 120, 125, 149, 173, 193 по проспекту 60-летия Октября, N 18 "А" по улице Антенной, N 10 по улице Воронежской, N 23 по улице Восточный Семафор, N 31 по улице Казанской, N 3 по улице Ломоносова, N 2 "Б" по улице Пермской, N 17 по улице Семашко, N 17 "Б" по улице Ухтомского, N 7 по улице Менделеева, N 8 по переулку Олюторскому, N 8 "Б" по улице Радищева, N 73 по улице Специалистов, N 5 по улице Уссурийской, NN 36, 37, 41 по улице Знаменщикова, N 11 по улице Забайкальской, N 10 по переулку Зеленоборскому, N 4 по переулку Гупровскому, N 82 "А" по улице Истомина, N 103 "А" по улице Комсомольской, N 94 по улице Тургенева, NN 106, 108 по улице Фрунзе, N 8 по улице Ханкайской, N 54 по улице Полины Осипенко, N 25 по улице Ясной города Хабаровска имеют процент износа от 60 до 70 %, конструктивные элементы домов находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, чем создается угроза обрушения конструкций здания в любое время, следовательно, и угроза причинения вреда здоровью и жизни, проживающим в доме людям.
Межведомственной комиссией принято решение провести обследование указанных жилых домов специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений провести процедуру оценки в соответствии с требованиями Положения.
Муниципальные контракты со специализированными организациями для проведения дополнительного обследования всех указанных многоквартирных домов в части оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций дома до настоящего времени не заключены, в связи с тем, что бюджетные ассигнования, запланированные в 2020 году на проведение технического обследования жилых домов и квартир в жилых домах, израсходованы.
Также установлено, что в настоящее время не заключены муниципальные контракты со специализированными организациями: для проведения дополнительного обследования в части оценки степени огнестойкости и санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов; для проведения дополнительного обследования в части оценки степени огнестойкости; для проведения дополнительного обследования в части оценки санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в отношении части вышеуказанных жилых домов.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствии со статьёй 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 44 Положения решение межведомственной комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование такого многоквартирного дома.
В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, и пришли к обоснованному выводу о том, что администрация города Хабаровска, обладая необходимыми полномочиями, не принимает достаточных мер, направленных на проведение обследования жилых домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу для неопределённого круга лиц.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, представителем администрации города Хабаровска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации города Хабаровска в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.