Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 02 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 01 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования Приморского края, министру образования Приморского края Бондаренко Наталье Валерьевне об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности") обратилось во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к министерству образования Приморского края, министру образования Приморского края Бондаренко Н.В. и просило признать незаконным бездействие, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 02 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 01 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано.
26 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности", поданная через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края 11 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права. Так, суды не исполнили положения процессуального закона (пункт 1 части 3 статьи 135 КАС РФ, пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производстве в суде апелляционной инстанции"). Административный истец не получил возражения административного ответчика на административное исковое заявление и на апелляционную жалобу. Административный истец был лишён права заявить необходимые процессуальные доказательства о привлечении заинтересованного лица, об отказе или изменении административных исковых требований, об истребований доказательств, приобщении к материалам имеющих доказательств и др. Административное дело рассмотрено в отсутствии административного истца, и такое нарушение его процессуальных прав привело к неверному решению, что является основанием для отмены судебного акта. Суд обосновал решение на доводах административного ответчика, без учёта правовой позиции административного истца.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2021 года кассационная жалоба БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23 февраля 2021 года БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" в министерство образования Приморского края направлено предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и запрос порядка взаимодействия. Обращение зарегистрировано 24 февраля 2021 года за N 23-3708.
15 марта 2021 года министерством образования Приморского края в адрес БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" направлено уведомление о продлении срока рассмотрения обращения.
Письмом министерства образования Приморского края от 07 апреля 2021 года за N 23/3236 руководителю БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" Королеву Ю.В. сообщено, что на территории Приморского края работа министерства в части осуществления полномочий в части осуществления добровольческой деятельности организована на должном уровне и в необходимом объёме.
Также, судами было установлено, что министерством образования Приморского края 02 июня 2021 года было принято решение о принятии предложения БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02 мая 2006 года N59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Из содержания статьи 4 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ следует, что под термином "обращение гражданина" для целей применения Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина (пункт 1); под "предложением" - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (пункт 2).
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно части 2 названной статьи в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установили, что поступившее предложение административного истца от 23 февраля 2021 года рассмотрено, по нему принято положительное решение, и пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие со стороны административного ответчика, а также нарушение сроков дачи ответа отсутствует.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы о том, что административное дело рассмотрено в отсутствии административного истца, и такое нарушение его процессуальных прав привело к принятию неверного решения, что является основанием для отмены судебного акта, является необоснованным, поскольку административный истец был надлежащим образом извещён о дате рассмотрения дела, и своим правом на участие в судебном заседании не воспользовался.
Ссылка БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" на то, что оно не получило возражения министерства образования Приморского края на свое административное исковое заявление, и возражения на апелляционную жалобу отмену обжалуемых судебных актов не влечёт, поскольку как следует из материалов дела, возражения на административный иск поступили в суд первой инстанции в день рассмотрения административного дела (02 июня 2021 года). Возражения на апелляционную жалобу в ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции не поступали.
В связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции не допущены нарушения норм процессуального права.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" в судах первой и апелляционной инстанции, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 02 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 01 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.