Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства Ярославской области Лысовой К.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2021 г. (дело N 66а-2841/2021), вынесенное по административному делу по административному иску индивидуального предпринимателя Гвинджилия Елгуджи Шакроевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
индивидуальный предприниматель Гвинджилия Е.Ш. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка, общей площадью 400 кв.м, с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 октября 2016 года в размере 1 422 000 руб, представив отчет об оценке рыночной стоимости от 19 ноября 2020 года.
Решением Ярославского областного суда от 17 марта 2021 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка равная его рыночной стоимости по состоянию на 12 октября 2016 года в размере 1 422 000 рублей; с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области в пользу Гвинджилия Е.Ш. взысканы судебные расходы в размере 52 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2021 г, решение Ярославского областного суда от 17 марта 2021 г. в части судебных расходов отменено, с Правительства Ярославской области в пользу Гвинджилия Е.Ш. судебные расходы в размере 52 300 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 ноября 2021 г, представитель Правительства Ярославской области, ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части взыскания судебных расходов, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка определена и утверждена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как следует из материалов дела, актом об утверждении кадастровой стоимости от 14 октября 2016 года б/н Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области по состоянию на 12 октября 2016 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 929 812 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2020 года.
Устанавливая кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости на основании отчета об оценке от 19 ноября 2020 г, суд первой инстанции исходил из того, что отчет соответствует действующему законодательству об оценочной деятельности, итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке рыночной стоимости земельного участка оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников информации, оценщиком учтено местоположение объекта недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объекта оценки.
Данную позицию поддержал суд апелляционной инстанции, указав, что доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете об оценке выводы, а также документов, содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Выводы судов о наличии оснований для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Разрешая вопрос о взыскании в пользу административного истца судебных расходов, суд первой инстанции указал, что расхождение между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, принадлежащего административному истцу земельного участка, составляет более чем 2 раза, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав заявителя ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к объекту недвижимости, в связи с чем пришел к выводу о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области, как с органа, утвердившего кадастровую стоимость спорного земельного участка.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с выводами о взыскании расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области, возложив обязанность по возмещению расходов на Правительство Ярославской области, утвердившего Постановлением N976-п от 15 декабря 2011 г. результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а также удельные показатели кадастровой стоимости, примененные при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции не находит оснований сомневаться в правильности указанных выводов, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков - Правительства Ярославской области, Управления Росреестра по Ярославской области.
Определяя орган, с которого подлежит взыскание судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, апелляционная инстанция правомерно исходила из того, что положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрена возможность взыскания понесенных судебных расходов с заинтересованного лица, возложив обязанность по возмещению судебных расходов на административного ответчика - Правительство Ярославской области.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что именно ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, при этом само по себе утверждение Правительством Ярославской области значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ярославской области, не влечет возложение обязанности по возмещению расходов, не опровергают изложенных в апелляционном определении выводов, поскольку состав лиц, участвующих в деле был определен судом первой инстанции и сторонами не оспорен.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанций, по мотивам неправильного применения норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Ярославской области Лысовой К.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 24 января 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.