Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В. Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Государственной инспекции труда в г. Москве Оконенко Р.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 ноября 2021 г. (дело N 33а-2656/2021), вынесенное по административному делу по административному иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Инфекционная клиническая больница N 2 Департамента здравоохранения г. Москвы" к Государственной инспекции труда в г. Москве о признании незаконными и отмене акта в части, предписания, взыскании судебных расходов
заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ГБУЗ г. Москвы "Инфекционная клиническая больница N 2 Департамента здравоохранения города Москвы" (ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными акта в части и предписания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в отношении ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ в период с 28.08.2020 по 11.09.2020 проведена внеплановая выездная проверка. По итогам проверки составлен акт от 11.09.2020 о нарушении сроков выплаты заработной платы (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). 11.09.2020 государственным инспектором труда выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Административный истец не допускал нарушений, указанных в акте и предписании, в связи с чем полагал их незаконными и подлежащими отмене.
Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2020 г, в редакции определения об исправлении описки от 28 декабря 2020 г, признаны незаконными акт проверки Государственной инспекции труда в г. Москве от 11.09.2020 в части нарушений ч. 6 ст. 136 ТК РФ и ч. 1 ст. 236 ТК РФ; предписание Государственной инспекции труда в г. Москве от 11.09.2020 об устранении выявленных нарушений, с учетом решения от 02.10.2020 по жалобе на акт проверки соблюдения трудового законодательства. В удовлетворении административного иска о взыскании судебных расходов отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 июня 2021 г. решение Измайловского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2020 г, в редакции определения от 28 декабря 2020 г. отменено, признано незаконным предписание N77/2-87-20-ПР/12-27591-И/1362 об устранении выявленных нарушений от 11.09.2020, выданное Государственной инспекцией труда в г. Москве в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы "Инфекционная клиническая больница N 2 Департамента здравоохранения г. Москвы". В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 ноября 2021, представителем Государственной инспекции труда в г. Москве Оконенко Р.И. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, ввиду неверного применения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судом апелляционной инстанции допущено не было.
Статьей 356 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу статьи 360 Трудового кодекса (действовавшей на дату проведения проверки) государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных названной статьей. Основанием для проведения внеплановой проверки является в числе прочих поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Исходя из приведенных норм трудового законодательства Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению, выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в г. Москве о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 27.08.2020 в отношении ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ в период с 28.08.2020 по 11.09.2020 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению трудового законодательства, а также иных нормативных правовых актов в части оплаты труда, полноты и своевременности федеральных и региональных выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
По итогам проверки установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, п. 5.3. Коллективного договора, утвержденного 17.06.2019, п. 4.2 трудовых договоров работников ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ, заработная плата и выплаты согласно постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 работникам ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ за апрель, май 2020 года, в том числе: ФИО9, ФИО10, ФИО11, выплачены с нарушением сроков, о чем составлен акт проверки от 11.09.2020.11.09.2020 государственным инспектором труда с целью устранения нарушений выдано предписание N 77/2-87-20-ПР/12-27591-И/1362 о выплате денежной компенсации в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ работникам за несвоевременные выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу, что акт проверки Государственной инспекции труда в г. Москве от 11.09.2020 и предписание ГИТ являются незаконными в части вмененных нарушений ч. 6 ст. 136 ТК РФ и ч. 1 ст. 236 ТК РФ, поскольку денежные средства, подлежащие выплате работникам в связи с исполнением Поручения Правительства г. Москвы от 20.05.2020 N 60-18-167, не являются заработной платой, следовательно, действие положений статьи 136 Трудового кодекса РФ на них не распространяется.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение о признании предписания незаконным, суд апелляционной инстанции сослался на Поручение Президента РФ и Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 N 484, которыми предусмотрены федеральные выплаты медицинским и иным работникам, участвующим непосредственно в оказании помощи пациентам с COVID-19, на Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 о региональных выплатах за особые условия труда и допнагрузку, на Постановление Правительства Москвы от 06.04.2020 N 343-ПП, устанавливающее материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера персоналу медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы; на приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 08.05.2020 N 508 "О дополнительных мерах материального стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию" и утвержденные этим приказом Методические рекомендации.
При этом отметил, что федеральные и региональные нормативные документы были утверждены после выплаты заработной платы работникам за март и тем самым стимулирующие выплаты не могли быть выплачены в периоды выплаты заработной платы. Оплата стимулирующих выплат за отработанный месяц была произведена при поступлении финансирования, что свидетельствует о том, что ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ предприняло все зависящие от него меры для исполнения обязанности, установленной ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела.
Не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, в кассационной жалобе приводится довод о том, что ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ не вносило изменения в свои локальные нормативные акты, в связи с чем выплаты необходимо производить в дни, установленные в организации в порядке ч. 6 статьи 136 трудового кодекса РФ.
Приведенные доводы основанием к отмене судебного акта являться не могут.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу части шестой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления Правительства Москвы от 06.04.2020 N 343-ПП материальное поощрение в форме выплат стимулирующего характера персоналу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по установлению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, утвержденными Департаментом здравоохранения города Москвы.
Методические рекомендации устанавливают, что размеры, порядок и условия установления стимулирующих выплат включаются в локальные нормативные акты медицинской организации, регулирующие вопросы оплаты труда работников.
Стимулирующая выплата устанавливается работнику исходя из фактически отработанного им времени в месяц по занимаемой должности и при этом производится не более чем за одну занимаемую должность (пункт 4).
Локальный нормативно-правовой акт, регламентирующий условия и порядок осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку, оказывающим медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, медицинской организацией на момент проверки принят не был.
Согласно п. 5.3 коллективного договора, утверждённого 17 июня 2019 г. и п. 4.2 трудовых договоров работников ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ заработная плата выплачивается два раза в месяц: 22 числа - за первую половину текущего месяца и 7 числа - за вторую половину предыдущего месяца.
Административному истцу по региональным выплатам поступило финансирование денежных средств 17.04.2020; 23.04.2020 выплаты произведены сотрудникам за апрель 2020 года на основании Приказа ГБУЗ ИКБ N2 ДЗМ от 22.04.2020 N26/1-р; по федеральным выплатам финансирование денежных средств поступило 28.04.2020; выплаты произведены сотрудникам за апрель 2020 года 28.04.2020 на основании Приказа ГБУЗ ИКБ N2 ДЗМ от 28.04.2020 N29/2-р; также по федеральным выплатам поступило финансирование денежных средств 17.05.2020; выплаты произведены сотрудникам за май 2020 года 28.05.2020 на основании Приказа ГБУЗ ИКБ N2 ДЗМ от 25.05.2020 N38, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что оплата стимулирующих выплат произведена на основании соответствующих постановлений Правительства РФ, Постановления Правительства Москвы, приказа Департамента здравоохранения города Москвы, за отработанный месяц при поступлении финансирования.
При этом выплата денежных средств за апрель 2020 г. осуществлена 22.04.2020 и 28.04.2020, за май 2020 г. - 28.05.2020.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие административного истца с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта также не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 ноября 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственной инспекции труда в г. Москве - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение составлено 24 января 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.