Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прохорова Сергея Александровича на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 08 сентября 2021 года по административному делу по административному иску Прохорова Сергея Александровича к администрации Тамбовской области, Управлению культуры и Архивного дела Тамбовской области о признании действий незаконными (дело N 2-195/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя Администрации Тамбовской области на основании доверенности Ильина С.А, возражавшего против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Прохоров С.А. обратился с иском к Администрации Тамбовской области, Управлению культуры и архивного дела Тамбовской области, в котором с учетом уточнений просил признать незаконными действия Администрации Тамбовской области и Управления культуры и архивного дела Тамбовской области по возвращению наградных материалов Прохорова С.А. о награждении почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации"; обязать Управление культуры и архивного дела Тамбовской области направить ходатайство о представлении к награждению Прохорова С.А. почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" для дальнейшего рассмотрения в Администрацию Тамбовской области; обязать Администрацию Тамбовской области рассмотреть на комиссии по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами поступившее в администрацию области представление к награждению Прохорова С.А. почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".
В обоснование требований указал, что в 2020 году коллектив ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги", директором которого он является, выдвинул его кандидатуру для награждения почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".
Ходатайство коллектива ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги" о представлении к награждению почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" Прохорова С.А. направлено в Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, коллегией которого 01 апреля 2020 года принято постановление N 4 "О представлении к присвоению почетного звания "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" Прохорова С.А, директора Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги".
Наградные материалы на Прохорова С.А. в мае 2020 года направлены для дальнейшего рассмотрения в администрацию Тамбовской области.
В июне 2020 года в адрес Управления культуры и архивного дела Тамбовской области от заместителя главы администрации области Астафьевой Н.Е. поступила информация об имевшемся уголовном преследовании в отношении Прохорова С.А.
Письмом от 21 июля 2020 года N 23.01-19/843 начальника Управления культуры и архивного дела области Голубева Ю.Н. ходатайство о представлении Прохорова С.А. к государственной награде отозвано. 22 июля 2020 года аппарат главы администрации Тамбовской области возвратил наградные материалы на истца в Управление культуры и архивного дела.
05 августа 2020 года в адрес заместителя ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги" Жабина А.И. Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области направлено сообщение о возвращении администрацией Тамбовской области наградных материалов Прохорова С.А. в связи с несоответствием кандидата требованию подпункта "г" пункта 37 Указа Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
Полагает, что ответчиками нарушен порядок рассмотрения поступивших в администрацию области представлений к награждению государственными наградами Российской Федерации, поскольку поступившее в Администрацию Тамбовской области представление к его награждению почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" должно было быть рассмотрено комиссией по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Прохорова С.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 декабря 2021 года, дополнениях к кассационной жалобе, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, поскольку в отношении него отсутствуют возбужденные уголовные дела, как не имеется и судимостей; судом первой инстанции неверно рассмотрен его довод о нарушении порядка рассмотрения представлений; судом апелляционной инстанции сделан необоснованный вывод о том, что он не является субъектом правоотношений. Указывает, на допущенные судами процессуальные нарушения, а именно, что к участию в деле не было привлечено в качестве заинтересованного лица ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги".
Относительно доводов кассационной жалобы Администрацией Тамбовской области принесены возражения.
В судебном заседании представитель Администрации Тамбовской области возражал против доводов жалобы, считает, состоявшиеся по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Так, по смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления права на момент рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Прохоров С.А. является директором ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги". В 2020 году коллектив ансамбля выдвинул его кандидатуру для награждения почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".
После согласования наградных материалов с главой г. Тамбова 24 марта 2020 года в адрес Управления культуры и архивного дела Тамбовской области поступило ходатайство ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги" о представлении к награждению почетным званием "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" Прохорова С.А.
27 марта 2020 года кандидатура Прохорова С.А. поддержана большинством членов коллегии. По итогам заседания коллегии было издано постановление коллегии от 01 апреля 2020 года N 4 "О представлении к присвоению почетного звания "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" Прохорова С.А, директора Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги".
Наградные материалы на Прохорова С.А. в мае 2020 года были направлены для дальнейшего рассмотрения в адрес Администрации Тамбовской области.
В июне 2020 года в адрес Управления культуры и архивного дела Тамбовской области поступило поручение заместителя главы Администрации области Астафьевой Н.Е. о рассмотрении обращения департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы Администрации области, содержащее информацию об имевшемся уголовном преследовании в отношении Прохорова С.А, а также указание на то, что возбуждение уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 сентября 2010 года N 1099 является основанием для признания недействительным представления о награждения государственной наградой.
Согласно сведениям Информационного центра УМВД по Тамбовской области Прохоров С.А. привлекался к уголовной ответственности в 1997 году по ст. 264 ч. 1 УК РФ; производство по уголовному делу в отношении истца было прекращено 28 января 1998 года в связи с актом амнистии.
Управление культуры и архивного дела области письмом от 21 июля 2020 года N 23.01-19/843 отозвало ходатайство о представлении Прохорова С.А. к государственной награде. Аппарат главы Администрации Тамбовской области 22 июля 2020 года возвратил наградные материалы на истца в Управление культуры и архивного дела. Письмом от 05 августа 2020 года в адрес заместителя ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги" Жабина А.И. Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области было сообщено о том, что Администрацией Тамбовской области наградные материалы Прохорова С.А. возвращены в связи с несоответствием кандидата требованию подпункта "г" пункта 37 Указа Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N1099; предложено забрать наградные материалы.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции (с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции) руководствовался Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099, Методическими рекомендациями о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами РФ, Постановлением Администрации Тамбовской области от 29 июня 2004 г. N589 "О комиссии по предварительному рассмотрению документов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами", Положением об Управлении культуры и архивного дела Тамбовской области, утвержденного постановлением главы Администрации Тамбовской области от 26 июня 2014 года N 64 и пришел к выводу, что Управление культуры и архивного дела и Администрация Тамбовской области при рассмотрении наградных материалов на истца действовали в рамках своих полномочий, установленных нормативными актами субъекта Российской Федерации, алгоритм действий в отношении истца ответчиками не нарушен, ущемления прав Прохорова С.А. по порядку рассмотрения его наградных материалов не допущено, при этом наличие самого факта возбуждения уголовного дела является основанием для отказа в награждении государственной наградой.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами соглашается.
Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099, установлены виды государственных наград.
Этим нормативным актом регламентирован порядок представления к награждению и награждения государственной наградой (решение о награждении государственной наградой принимается Президентом Российской Федерации на основании представления, внесенного Президенту Российской Федерации, и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам - п. 15 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099).
Ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представленного к государственной награде: а) коллективами организаций; б) государственными органами или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 18 на основании ходатайства о награждении государственными наградами формируются документы о награждении, которые направляются главе муниципального образования, на территории которого осуществляется работа или общественная деятельность лица, в отношении которого возбуждено ходатайство о награждении государственной наградой.
Глава муниципального образования рассматривает документы о награждении и направляет их для дальнейшего рассмотрения высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 39 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае принятия согласующими инстанциями решения о нецелесообразности поддержки ходатайства о награждении согласующие инстанции информируют об этом ходатайствующий орган (организацию) с подробным указанием причины отказа.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает, так как в этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Ссылки кассатора на нарушении судом процессуальных норм, выразившихся в не привлечении к участию в дело в качестве заинтересованного лица ТОГБУК "Государственный ансамбль бального танца "Цвета радуги", не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений, поскольку данное обстоятельство не повлияло на результат рассмотрения дела и не повлекло нарушения их прав.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прохорова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.