Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., судей фио, фио, при помощнике Головиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества адрес и Правительства Москвы на решение Тушинского районного суда адрес от 18 октября 2021 года, которым постановлено:
"Изъять для государственных нужд адрес нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв.м. по адресу: адрес.
Установить сумму возмещения за изымаемое нежилое помещение в размере сумма.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для прекращения ограничений (обременений), внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого помещения.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Меграбяна Армена Леонардовича на нежилое помещение; а также перехода и возникновения права собственности адрес.
Установить следующие условия возмещения:
- Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества адрес после вступления решения суда в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;
- Правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества адрес реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости недвижимого имущества.
Обязательства Департамента городского имущества адрес по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;
- В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества, вносятся Департаментом на депозит нотариуса;
- Правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации.
В случае нарушения правообладателем указанного срока Департамент городского имущества адрес имеет право принудительного освобождения нежилого помещения.
Взыскать с Департамента городского имущества адрес в пользу АНО "Независимый Центр экспертизы и оценки" расходы на экспертизу в размере сумма.
Взыскать с Меграбяна Армена Леонардовича в пользу АНО "Независимый Центр экспертизы и оценки" расходы на экспертизу в размере сумма.
В остальной части иска - отказать.
Взыскать с Меграбяна Армена Леонардовича в бюджет адрес расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма",
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества адрес (адрес Москвы) обратился в суд с иском к Меграбяну Армену Леонардовичу об изъятии для государственных нужд недвижимого имущества.
Иск мотивирован тем, что ответчик Меграбян А.Л. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв.м. в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес. Указанное нежилое помещение обременено правом аренды в пользу ООО "Альфа-М" на основании договора аренды от 15.06.2016 (запись в ЕГРН N 77-77/009-77/009/052/2016-2772/2 от 16.06.2016). Многоквартирный жилой дом по адресу: адрес, в котором находится спорное нежилое помещение, включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес. ДГИ адрес издано распоряжение от 30.10.2020 N 36590 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд адрес, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в адрес", нежилое помещение, принадлежащее Меграбяну А.Л. В соответствии с отчетом об оценке от 23.11.2020 N П1156-20, выполненным ООО "Оценка и Консалтинг", сумма денежной компенсации за изымаемое нежилое помещение составляет сумма без учета НДС и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также убытки и расходы, причиненные собственнику в связи с изъятием. В соответствии с требованиями статей 56.8 и 56.9, части 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ в адрес ответчика были направлены письма от 30.12.2020 N ДГИ-И-95819/20, N ДГИ-И-95820/20 с проектом соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме с приложением материалов оценки рыночной стоимости и расчета убытков. Поскольку в установленный законом срок ответчик не представил в ДГИ адрес подписанный экземпляр соглашения об изъятии спорного нежилого помещения, истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Истец просит суд изъять для государственных нужд адрес нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв. м, расположенное по адресу: адрес; установить Меграбяну А.Л. сумму возмещения за изымаемое нежилое помещение в соответствии с отчетом об оценке от 23.11.2020 N П1156-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", в размере сумма; определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения ограничений (обременений), внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого помещения, в том числе записи N 77-77/009-77/009/052/2016-2772/2 от 16.06.2016; определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Меграбяна А.Л. на нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв. м, расположенное по адресу: адрес, а также перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв. м, расположенное по адресу: адрес;
Установить следующие условия возмещения:
- Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества адрес после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;
- Правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества адрес реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамента городского имущества адрес по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;
- В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества, вносятся Департаментом городского имущества адрес на депозит нотариуса;
- Правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества адрес и/или иному уполномоченному исполнительному органу адрес и/или подрядной организации на принудительное освобождение нежилого помещения. Департамент городского имущества адрес и/или иной уполномоченный исполнительный орган адрес и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
Представитель истца ДГИ адрес
и третьего лица Правительства Москвы по доверенности фио в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ООО "Альфа-М" фио в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в части установления размера компенсации за изымаемое недвижимое имущество по доводам апелляционной жалобы просят ДГИ адрес и Правительство Москвы.
Представитель истца ДГИ адрес и третьего лица Правительства Москвы по доверенности - фио в судебном заседании судебной коллегии поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Меграбяна А.Л. - фио и представитель третьего лица ООО "Альфа-М" - фио в судебном заседании возражали против доводов жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (статьи 279 - 282), Земельным (статьи 49, 56) кодексами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 3 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу пункта 4 той же статьи принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пункту 2 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 данной статьи размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В соответствии со ст. 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд адрес при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2.14 (1) Положения о Департаменте городского имущества адрес, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, Департамент городского имущества адрес на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава адрес, законов адрес, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения: об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон адрес по инициативе Правительства Москвы, в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы адрес, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, а также изъятия нежилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции или включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Меграбян А.Л. является собственником нежилого помещения площадью с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв.м. по адресу: адрес, запись в ЕГРН от 12.03.2015 за N 77-77/008-77/008/030/2015-196/2.
Согласно сведениям ЕГРН на указанное нежилое помещение зарегистрировано ограничение - право аренды в пользу ООО "Альфа-М" на основании договора аренды от 15.06.2016, запись в ЕГРН N 77-77/009-77/009/052/2016-2772/2 от 16.06.2016.
30.10.2020 Департаментом городского имущества адрес издано распоряжение N 36590 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд адрес для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в адрес" нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв.м. по адресу: адрес.
Согласно отчету об оценке N П1156-20 от 23.11.2020, выполненному ООО "Оценка и Консалтинг", сумма денежной компенсации за изымаемое нежилое помещение составляет сумма без учета НДС, и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также убытки и расходы, причиненные собственнику в связи с изъятием.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что заявленный истцом размер компенсации за изъятие нежилого помещения является заниженным.
В обоснование своих возражений ответчиком представлен отчет N 70/2020-О от 11.01.2021, выполненный ООО Консалтинг Групп "Праймаудит", согласно которому по состоянию на 08.10.2020 размер итоговой рыночной стоимости права требования возмещения убытков в связи с изъятием нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв.м. по адресу: адрес, составляет сумма
Определением Тушинского районного суда адрес от 22 июля 2021 года по ходатайству истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения размера возмещения за изымаемое для государственных нужд адрес нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв.м. по адресу: адрес. Проведение судебной оценочной экспертизы поручено экспертам АНО "Независимый Центр экспертизы и оценки".
Согласно заключению эксперта N 3963/21 от 20.09.2021, выполненному АНО "Независимый Центр экспертизы и оценки", размер возмещения за изымаемое для государственных нужд адрес нежилое помещение с кадастровым номером 77:08:0004001:5939, площадью 144, 4 кв.м. по адресу: адрес, включая рыночную стоимость и иные убытки, упущенную выгоду составляет сумма
Разрешая заявленные требования, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Департамента городского имущества адрес к Меграбяну А.Л. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
При определении размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество суд исходил из размера возмещения, определенного заключением эксперта АНО "Независимый Центр экспертизы и оценки" N 3963/21 от 20.09.2021, в размере сумма
При этом суд не усмотрел оснований не доверять заключению судебной экспертизы, в связи с чем, принял заключение судебной экспертизы в качестве допустимого и достоверного доказательства.
Определяя порядок возмещения, суд счел необходимым возложить на ответчика обязанность в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества адрес реквизиты счета для оплаты стоимости недвижимого имущества.
На Департамент городского имущества адрес судом возложена обязанность выплатить ответчику денежную компенсацию за изымаемое недвижимое имущество после вступления решения суда в законную силу путем перечисления денежных средств по предоставленным ответчиком банковским реквизитам.
Решением предусмотрено, что в случае отказа правообладателя предоставить реквизиты счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества, вносятся Департаментом на депозит нотариуса.
Судом также возложена на ответчика обязанность освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации с указанием на то, что в случае нарушения правообладателем указанного срока Департамент городского имущества адрес имеет право принудительного освобождения нежилого помещения.
В силу положений ст. ст. 96, 98 ГПК РФ суд взыскал с истца Департамента городского имущества адрес в пользу АНО "Независимый Центр экспертизы и оценки" расходы по проведению экспертизы в размере сумма, а с ответчика Меграбяна А.Л. -в размере сумма.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскал с Меграбяна А.Л. в бюджет адрес расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы, выражающие несогласие с положенным в основу решения суда заключением судебной оценочной экспертизы, и указывающие на необходимость назначения повторной судебной экспертизы по делу со ссылкой на нарушения экспертами норм, регламентирующих порядок и условия проведения экспертного исследования, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой доказательств.
При этом оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку экспертиза проводилась компетентным экспертным учреждением в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 79, 84, 85 ГПК РФ; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отводов эксперту не заявлено; заключение экспертизы отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ.
Каких-либо допустимых доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие недостатков в экспертном заключении, или вызывающих сомнения в правильности и объективности содержащихся в нем выводов, а также наличие противоречий, оснований для назначения повторной экспертизы у суда правильно не имелось, равно как и у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения данного ходатайства, изложенного в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах, при определении стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд объекта недвижимости суд обоснованно положил в основу решения заключение судебной экспертизы.
Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда адрес от 18 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.