Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Пильгановой В.М, при помощнике судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Узлова А.М. на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 09 июня 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Узлова Андрея Михайловича к УСЗН СЗАО г. Москвы о признании незаконными решений отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио А.М. 15.04.2021 направил в суд иск к Управлению социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН СЗАО г. Москвы) об отмене решения Отдела социальной защиты населения по районам Северное и Южное Тушино г. Москвы (далее - ОСЗН по районам Северное и Южное Тушино г. Москвы) N 104 от 15.03.2021 о возврате в виде удержания до 20% ежемесячно средств городского бюджета в размере сумма, являющихся переплатой ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии за период с 01.03.2018 по 01.06.2020 и с 01.11.2020 по 28.02.2021, мотивируя обращение тем, что являлся получателем ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, 26.03.2021 им получено письмо, содержащее требование о возврате средств городского бюджета в размере сумма как переплаты ЕКВ к пенсии в соответствии с принятым решением N 104 от 15.03.2021, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на социальную защиту.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признала.
09.06.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Соколовым Р.А.
В заседание суда апелляционной инстанции истец фио не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался надлежащим образом (л.д. 171-175), представитель ответчика УСЗН СЗАО г. Москвы по доверенности Лесняк А.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец фио, паспортные данные, являясь инвалидом 3 группы по общему заболеванию, установленной бессрочно (л.д. 11-12), с 18.02.2008 является получателем пенсии по инвалидности (л.д. 11).
23.04.2008 фио обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты (далее - ЕКВ), осуществляемой за счет средств городского бюджета, указав, что с 01.03.2006 работает в ГУП "Медицинский центр Управления делами Мэра Москвы и Правительства Москвы" слесарем, в котором дал обязательство сообщить в течение 10 дней об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, в том числе о факте увольнения с работы, переходе на другую работу, переводе на другую должность, а в случае неисполнения таких обязательств - возместить полученную сумму ЕКВ (л.д. 24-26), на основании которого, а также представленных документов Узлову А.М. с учетом подп. "г" п. 6 Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП назначена ежемесячная компенсационная выплата как пенсионеру, занятому на отдельных должностях в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, в библиотеках (архивах) (л.д. 24-26).
Решением ОСЗН по районам Северное и Южное Тушино УСЗН СЗАО г. Москвы от 15.03.2021 N 104 установлен размер переплаты ЕКВ, образовавшейся ввиду несообщения фио сведений о работе за период с 01.03.2018 по 01.06.2020 и с 01.11.2020 по 28.02.2021 в сумме сумма и о ее возмещении путем удержания по 20% ежемесячно от подлежащей доплаты к пенсии при возникновении права на доплату, а при его отсутствии - путем внесения квитанциями на счет департамента финансов Москвы до полного погашения задолженности, о чем сообщено истцу в письме от 22.03.2021 N 2096 (л.д. 14-15).
Из указанного решения ОСЗН по районам Северное и Южное Тушино УСЗН СЗАО г. Москвы от 15.03.2021 N 104 следует, что в феврале 2021 года при проверке документов единого личного дела обслуживаемых отделом лиц в порядке межведомственного электронного взаимодействия получены сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов ПФР, согласно которым фио был уволен из ГУП города Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра Москвы и Правительства Москвы" 16.01.2013 и впоследствии работал с 25.01.2016 по 01.06.2020 в ГБОУ города Москвы "Гимназия N 1358"; с 29.10.2020 по настоящее время в ООО "Универсалтранстрейд", при этом размер суммы переплаты ЕКВ определен в пределах исковой давности.
Так, согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов ПФР о зарегистрированном лице Узлове А.М, а также выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС), фио работал и получал вознаграждение, с которого производилась уплата страховых взносов, с 17.01.2013 по 31.12.2013 - в "Медицинском центре Медеи" ЗАО "Группа компаний "Медси", с 01.01.2014 по 04.02.2014 - в АО "Группа компаний "Медси", с 05.02.2014 по 10.08.2015 - в АО "Элавиус", с 11.08.2015 по 31.12.2015 - в ООО "Лидер групп", с 25.01.2016 по 01.06.2020 - в ГБОУ города Москвы "Гимназия N 1358", начиная с 29.10.2020 - в ООО "Универсалтранстрейд" (л.д. 27-32).
Разрешая требования Узлова А.М. об оспаривании решения от 15.03.2021 N 104 на основании собранных по делу доказательств, суд правильно руководствовался положениями Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП "Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплата, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы" и пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку основания для принятия ответчиком решения от 15.03.2021 N 104 об установлении размера переплаты ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии имелись, учитывая, что п. 43 указанного Положения предусматривает принятие органом социальной защиты населения решения об удержании с пенсионера излишне выплаченных сумм в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему суммы ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 42 этого Положения, повлекло за собой перерасход средств на выплату ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, а представленные суду доказательства свидетельствует о том, что в указанные в решении периоды истец не относился к категории работающих пенсионеров, указанных в п. 6 Положения, при этом доказательств исполнения истцом обязательства, принятого 23.04.2008 при обращении к ответчику за назначение ЕКВ, не имеется.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП утверждено Положение о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплата, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, которое регулирует порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям, а также единовременных выплат в виде целевой материальной помощи к знаменательным датам Российской Федерации или города Москвы и в иных случаях, предусмотренных правовыми актами города Москвы.
Указанным Положением предусмотрено назначение и выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям, в том числе некоторым категориям работающих пенсионеров.
В п. 6 указанного Положения установлен круг лиц, имеющих право на ЕКВ, к которым относятся пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве (независимо от ее вида и органа, которым она выплачивается), зарегистрированные в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), и относящиеся к следующим категориям: - инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. независимо от места работы и занимаемой должности (подп. "б"); - пенсионеры в возрасте старше 18 лет, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена пенсия по случаю потери кормильца либо пенсия по инвалидности, совмещающие работу с обучением по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением пенсионеров, находящихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на полном государственном обеспечении), - до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет (подп. "в"); - пенсионеры, занятые на отдельных должностях в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), отделах записи актов гражданского состояния, Государственном казенном учреждении города Москвы Центре занятости населения города Москвы (подп. "г"); пенсионеры, работающие в организациях жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в должностях: дворник; рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений; уборщик территорий; уборщик мусоропроводов; уборщик служебных помещений, занятый на уборке лестничных клеток и общественных туалетов (подп. "е"); пенсионеры,
работающие в качестве дежурных по подъездам (консьержей, швейцаров) многоквартирных жилых домов (подп."ж"); пенсионеры, работающие гардеробщиками в ОАО "Комбинат гардеробного обслуживания", занятые в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта (подп. "з"); инвалиды 1 и 2 группы независимо от места работы и занимаемой должности (подп. "и"); инвалиды 3 группы, работающие в организациях, применяющих труд инвалидов, взаимодействующих с Департаментом инвестиционной и промышленной политики города Москвы, а также работающие в осуществляющих деятельность на территории города Москвы специализированных организациях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов, независимо от занимаемой должности (подп."л"), работающие инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо выполнения работ по ликвидации ее последствий, а также аварии в 1957 г..на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (подп. "м"); работающие инвалиды из числа ветеранов подразделений особого риска, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1990 гг, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. "н").
При этом в п. 7 указанного Положения установлено, что перечень должностей (профессий), при работе на которых в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), отделах записи актов гражданского состояния, Государственном казенном учреждении города Москвы Центре занятости населения города Москвы пенсионеры имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, утверждается Правительством Москвы, а в п. 8 Положения указано, что ежемесячная компенсационная выплата к пенсии пенсионерам, указанным в подп. "г" п. 6 Положения, работающим в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, назначается, если работа осуществляется в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы или Московской области.
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему ЕКВ, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 42 приведенного выше Положения, а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", кроме того, указанное положение предусматривает подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
Порядок возмещения ущерба, в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 42 Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, повлекло за собой перерасход бюджетных средств на ЕКВ, установлен в п. 43 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму переполученных средств и излишне выплаченные суммы возмещаются на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об удержании с пенсионера излишне выплаченных сумм в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему суммы ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (подп. "а"), пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы (подп."б"); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм (подп."в"), при этом в случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо о списании переплаты или ее части, а при прекращении выплаты ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии оставшаяся задолженность возмещается пенсионером добровольно либо на основании решения суда.
Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и в ст. 26
Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких данных, оспариваемое истцом решение ОСЗН по районам Северное и Южное Тушино УСЗН СЗАО г. Москвы от 15.03.2021 N 104 принято в пределах компетенции ответчика и в порядке, установленном действующим законодательством.
Ссылки апелляционной жалобы истца на положения ст.ст. 1102, 1009 ГК РФ и невозможность возврата денежных средств, являющихся социальной выплатой, на невыполнение ответчиком возложенных полномочий по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы, на реализацию функций в сфере социальной защиты населения, на несвоевременное исполнение ответчиком обязанностей по межведомственному информационному взаимодействию, а также по информационно-разъяснительной работе, отмену судебного решения не влекут, поскольку предметом спора взыскание ЕКВ не является, а оспариваемое решение принято в порядке, установленном действующим законодательством, и истец не лишен возможности обращения к ответчику по вопросу снижения процента ежемесячных удержаний либо списания переплаты или ее части при представлении сведений своего затруднительного материального положения.
Иные доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании и применении действующих нормативно-правовых актов, в связи с чем не могут являться основанием к отмене судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено, а правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе истца не приведено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда города Москвы от 09 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Узлова А.М.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.