Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой Л.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Громовой М.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по адрес и адрес
на решение Преображенского районного суда адрес от 18 декабря 2018 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 7 по адрес и адрес произвести оценку пенсионных прав фио путем перерасчета трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев работы в период с 10.10.1992 года по 10.10.1997 года, начиная с 01.03.2018 года, в остальной части отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к ответчику, в котором, с учетом уточненных требований, просил обязать ГУ-ГУ ПФР N 7 по адрес и адрес учесть справки 235-241 и произвести перерасчет размера пенсии на основании представленных справок о заработной плате за период с октября 1992 года по октябрь 1997 года, начиная с 20.02.2018 года. Исковые требования мотивировал тем, что 20.02.2018 года обратился к ответчику о перерасчете пенсии и представил копию справки о заработной плате за период с октября 1992 года по октябрь 1997 года. 20.03.2018 года ответчиком дан ответ о том, что при исчислении размера пенсии были применены нормы действующего законодательства на момент назначения пенсии, а также что по представленным справкам о заработной плате за период работы на адрес с 1992 года по 1997 года не может быть произведен перерасчет размера пенсии. 30.06.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения, предоставив архивную справку о работе от 18.12.1997 года N 235. 18.07.2012 года ответчиком дан ответ о том, что копия справки о заработной плате не может быть принята, т.к. не содержит оснований выдачи справки и информации о том, что со всех сумм произведены отчисления в ПФ РФ. Ответчиком было предложено представить оригинал справки о работе от 18.12.1997 года N 235 и оформить заявление установленного образца. С отказом в перерасчете размера пенсии истец не согласен, период работы с октября 1992 года по октябрь 1997 года ответчиком был учтен при подсчете страхового стажа, однако представленный оригинал справки о заработке за указанный период ответчиком не был принят, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя, который уточненные исковые требования полностью поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, просил в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 30.11.2005 года фио является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной на основании ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях а Российской Федерации".
Согласно ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002 г. С 01.01.2002 г. на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в ПФ РФ. Отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в размере не свыше 1, 2. Если отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ меньше чем 1, 2, расчет производится по фактическому отношению. Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 г. производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты, путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК=(РП-450 руб.)хТ, где ПК-сумма расчетного пенсионного капитала, РП-расчетный размер трудовой пенсии, сумма - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливается законодательством РФ на 01.01.2002 г, Т-ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - 186. РП=СКхЗР/ЗПхСЗП, где СК- стажевый коэффициент, который для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абз. 7 п. 3 и абз. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Постановление действовало на момент спорных правоотношений). Согласно Перечню, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, удостоверяющие личность, документы о страховом стаже и среднемесячном заработке застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
В соответствии с п. 17 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших адрес", документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
С 01 января 2015 г. пенсионное обеспечение на адрес осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (архивами). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 20.02.2018 года истец обратился к ответчику о перерасчете пенсии и представил копию справки о заработной плате за период с октября 1992 года по октябрь 1997 года - работа на адрес (признана РФ в качестве суверенного и независимого государства в соответствии с Указом Президента РФ от 26.08.2008 года N 1260). 20.03.2018 года ответчиком дан ответ о том, что при исчислении размера пенсии были применены нормы действующего законодательства на момент назначения пенсии, а также что по представленным справкам о заработной плате за период работы на адрес (Абхазия) с 1992 года по 1997 год не может быть произведен перерасчет размера пенсии.
30.06.2018 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения, предоставив архивную справку о работе от 18.12.1997 года N 235. 18.07.2012 года ответчиком дан ответ о том, что копия справки о заработной плате не может быть принята, т.к. не содержит оснований выдачи справки и информации о том, что со всех сумм произведены отчисления в ПФ РФ. Ответчиком было предложено представить оригинал справки о работе от 18.12.1997 года N 235 и оформить заявление установленного образца.
Из отзыва ответчика также следует, что по материалам выплатного дела у истца имеются периоды работы с 1992 года по 1997 года на адрес (Абхазия), также имеются периоды работы в адрес, а именно с 17.03.1981 года по 30.09.1981 года, с 12.10.1981 года по 19.05.1992 года.
При назначении пенсии средняя заработная плата учтена за период с 01.01.1984 года по 31.12.1988 года, при этом отношение заработка к средней зарплате по стране за тот же период составило 0, 717 при максимальном учитываемом 1, 2. Пенсия назначена в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Сумма начисленных страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за период с 01.01.2002 года по 30.11.2005 года составляет сумма Для расчета пенсионного капитала при оценке пенсионных прав учтен общий трудовой стаж, согласно записям в трудовой книжке до 01.01.2002 года, который составил 26 лет 4 месяца 19 дней, при требуемом стаже для мужчин 25 лет, т.е. учитывался стажевый коэффициент - 0, 56, ожидаемый период выплаты 150 месяцев.
На 01.01.2018 года размер пенсии истца составил сумма в том числе сумма фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, сумма размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Из отзыва ответчика следует, что копии справок о заработной плате истца за период с 1992 года по 1997 год не могут быть приняты для проведения перерасчета пенсии, т.к. они не содержат основания выдачи справок и информации о том, что со всех сумм произведены отчисления в ПФ РФ, а также в связи с тем, что в соответствии с п. 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 16/19па, в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже и среднем заработке, истцом же были представлены копии справок.
Вместе с тем, истцом в материалы дела представлена справка от 15.01.2018 года о назначении страховой пенсии по старости с 30.11.2005 года, а также справка от 15.01.2018 года о периодах работы, включенных в подсчет страхового стажа при установлении страховой пенсии, из которой следует, что ответчиком при оценке пенсионных прав учтены периоды работы истца: с 17.07.1963 года по 31.08.1963 года, с 11.05.1967 года по 12.05.1974 года, с 15.05.1974 года по 10.03.1978 года, с 07.12.1979 года по 20.01.1981 года, с 17.03.1981 года по 30.09.1981 года, с 12.10.1981 года по 19.05.1992 года, с 10.10.1992 года по 20.11.1997 года, а также период службы в армии по призыву с 10.09.1963 года по 10.11.1966 года.
Истцом в материал дела также представлены копии: архивной справки N 235 от 18.12.1997 года о периоде работы с 10.10.1992 года по 20.11.1997 года, справок NN 236, 237, 238, 239240241 от 18.12.1997 года о заработной плате за периоды с октября 1992 года по октябрь 1997 года (переводы с грузинского языка на русский язык, верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариально), оригиналы указанных справок (переводов с грузинского языка на русский язык) были представлены на обозрение суда первой инстанции в ходе рассмотрения дела.
Также суд установил, что фио не являлся гражданином адрес, в том числе и в период его работы с октября 1992 года по октябрь 1997 года на территории указанной Республики, является гражданином РФ и правильно указал, что определенный Федеральным законом РФ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления пенсий и, в том числе, определения заработка для расчета, распространяется на всех граждан РФ, достигших пенсионного возраста, независимо от того, на территории какой республики бывшего СССР протекала их трудовая деятельность.
С учетом изложенных обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств, положений приведенных правовых норм, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что учитывая, что истец переехал из адрес (Грузии) в РФ после декабря 1991 года, не являлся гражданином адрес и является гражданином РФ, проживает на адрес, а, также учитывая, что спорный период работы истца с октября 1992 года по октябрь 1997 года на адрес включен пенсионным органом в страховой стаж, справки о заработке за указанный период представлены в подлинниках и оформлены надлежащим образом, подлежали удовлетворению требования истца об учете сведений, содержащихся в справках о размерах заработной платы в период его работы с 10.10.1992 года по 10.10.1997 года, при исчислении размера трудовой пенсии и о наличии у истца права на перерасчет пенсии с учетом представленных справок.
Также, с учетом положений ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", принимая во внимание, что истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии 20.02.2018 года, суд пришел и к правильному выводу о том, что ответчик обязан произвести перерасчет трудовой пенсии истцу фио с 01.03.2018 года.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости при разрешении данного вопроса применения положений Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения 16 мая 1997 г, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии (ратифицировано Федеральным законом от 8 октября 2000 г. N 128-ФЗ; вступило в силу 28 июня 2002 г.) были предметом рассмотрения суда первой инстанции и их необоснованность отражена в судебном решении с приведением подробных мотивов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, постановленное по делу решение суда полагает законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда адрес от 18 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 7 по адрес и адрес - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.