Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Дегтеревой О.В, и судей фио, фио, при помощнике судьи Ипатове С.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Акатьева Владимира Андреевича на решение Симоновского районного суда адрес от 06 июля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Акатьева Владимира Андреевича к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, обязании назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Акатьев В.А. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес, в котором просил признать за ним право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 330 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что 23.04.2020г. решением ГУ-ГУ ПФР N8 по адрес и адрес ему было отказано в установлении дополнительного материального обеспечения, с чем истец не согласен, поскольку является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники от 21.03.2002г. и имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с положениями Федерального закона от 04.03.2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
В судебном заседании истец и его представитель фио заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва на иск.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Акатьев В.А.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца и его представителя по доверенности фио, возражения представителей ответчика фио, фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Акатьев В.А,... паспортные данные является получателем страховой пенсии по старости, а также является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку, изготовление и внедрение оборудования и технологии для диагностики технического состояния внутренних поверхностей дымовых и вентиляционных труб промышленных предприятий без остановки технологических процессов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 года, в подтверждение чего представлен диплом лауреата N 3941.
23.04.2021 г. на обращение Актьева В.А. в ГУ - ГУ ПФР N8 по Москве и адрес с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", истцу ответом от 23.04.2020 г. было отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с отсутствием права.
Рассматривая заявленные требования, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Федеральный закон от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 1 названного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается: лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (адрес).
Также Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (адрес). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
К полномочиям Правительства Российской Федерации, как указано в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" не отнесено право учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации.
На основании пункта "б" статьи 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации.
Государственные премии Российской Федерации от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР), учреждаются Президентом Российской Федерации. При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство Российской Федерации не наделено (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В настоящее время в системе государственного премирования учреждены следующие государственные премии Российской Федерации, присуждаемые за выдающиеся достижения: ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза фио; Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства; Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности; Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.
Все приведенные выше премии обладают статусом "Государственной премии", а лицам, которым они присуждены, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации" и вручается диплом "Лауреат Государственной премии Российской Федерации".
Из пункта 3 названного Указа следует, что "Государственные премии Российской Федерации" и "иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации" различны по своему статусу.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации учреждаются от имени Правительства Российской Федерации в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации, предусматривавшихся актами Президента Российской Федерации.
Из пункта 3 названного Указа следует, что "Государственные премии Российской Федерации" и "иные премии в области науки и техники, образования и культуры, ранее учрежденные актами Президента Российской Федерации" различны по своему статусу, т.е. премии Президента Российской Федерации, несмотря на то, что учреждены указами, статусом "Государственной премии" не обладают.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 N21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них.
Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм указанного Федерального закона, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (адрес).
Акатьев В.А. является лауреатом премии Правительства Российской Федерации, но не лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
Лауреаты премии Правительства Российской Федерации не поименованы в перечне граждан, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, установленном пунктом 2 статьи 1 Федерального закона, в связи с чем оснований для удовлетворения иска Акатьева В.А. не имелось.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны в соответствии с приведенными положениями закона и исходя из фактических обстоятельств дела.
Неправомерными признаны и доводы истца о том, что он имеет право на дополнительное материальное обеспечение со ссылкой на Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 06.08.2002 г. N 53 "Об утверждении перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан РФ", как основанные на ошибочном толковании норм приведенных выше положений законодательства, поскольку премия, которой удостоен истец, к государственным премиям не отнесена.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на непринятую судом судебную практику не свидетельствует о незаконности постановленного по настоящему спору судебного решения, поскольку судебные постановления, на которые ссылается истец, приняты по другим делам с иными обстоятельствами и не имеют какого-либо преюдициального значения в рамках данного гражданского дела.
Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 06 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акатьева В.А, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.