Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Лобовой Л.В, Климовой С.В.
при секретаре Джемгирове М.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-5359/2021), которым постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области назначить Гук Е.П. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с нормами статьи 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12.03.2020 г.
установила:
Истец Гук Е.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать право на назначение страховой пенсии по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на 10 лет в соответствии с п.п.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12.03.2020 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 26.02.2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста, решением от 14.07.2020 года отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием права. С данным отказом истец не согласна, в связи с чем обратилась в суд.
В судебном заседании истец Гук Е.П. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Демехина К.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав истца Гук Е.П, представителя ответчика по доверенности Кулиеву А.М, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; 2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; 4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения; 5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; 6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; 7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; 8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; 9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); 10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение; 11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта; 12) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.
Пенсия по старости назначается: 1) гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет; 2) гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 26.02.2020 года Гук Е.П, хххх года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области N 200000015499/533308/20 от 14.07.2020 года Гук Е.П. отказано в установлении пенсии по старости в соответствии со ст.13 п.9, 11, ст.33, 35, 37 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с отсутствием права. Из данного решения усматривается, что возраст заявителя на дату обращения составил 44 года 11 месяцев, общий страховой стаж составляет 20 лет 10 месяцев 25 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 10, 733, страховой стаж в зоне отселения составляет 6 лет 2 месяца 7 дней. Право на пенсию будет предоставлено в хх года.
02.10.2020 года Гук Е.П. повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области N 210000003893/2140563/20 от 11.03.2021 года Гук Е.П. отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с отсутствием права. Из данного решения усматривается, что возраст заявителя на дату обращения составил 45 полных лет; заявитель приобретает право на пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при достижении возраста 48 лет с 12.03.2023 года.
Истцом в подтверждение заявленных требований представлены справка ГБС(К)ОУ Новозыбковская школа-интернат, согласно которой, Гук Е.П. в период с 16.02.1995 года по 31.05.1995 года работала в качестве воспитателя в Новозыбковской школе-интернате для слабослышащих детей.
Справка Денисковичской сельской администрации N 607 от 18.09.2020 года, из которой следует, что Гук Е.П. была зарегистрирована и постоянно проживала с 15.08.1994 года по 29.05.1996 года в населенном пункте с. Лысые Брянской области Злынковского района по ул. Ленинская, д. 42 на территории загрязнения с плотностью РЗ14, 47 согласно ст. 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. отнесенных к зоне отселения; с 01.02.1998 года и по настоящее время, согласно Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. и Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582, Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 г. N 1074, отнесенных к зоне с правом на отселение.
В период с 12.09.1998 года по 11.11.2002 года Гук Е.П. работала уборщицей в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа" N 9 г. Новозыбовка, что подтверждается справкой МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9" г.Новозыбкова.
В период с 12.11.2002 года по 11.01.2005 года Гук Е.П. работала кондуктором автобуса в ГУП "Новозыбковское пассажирское автотранспортное предприятия", о чем представлена справка ООО "Новозыбковское ПАТП".
17.01.2011 года УСЗН района Нагатинский Затон г.Москвы Гук Е.П. выдано удостоверение серии АЮ N 084261, как выехавшей добровольно из зоны отселения, из г.Новозыбкова Брянской области, проживавшей с 26.09.1990 года по 26.05.2006 года, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Разрешая заявленные требования, с учетом представленных доказательств, суд первой инстанции счел доказанным факт проживания истца в зоне отселения в период с 16.02.1995 года по 31.05.1995 года, с 12.09.1998 года по 11.11.2002 года, с 12.11.2002 года по 11.01.2005 года, в связи с чем пришел к выводу, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии с 12.03.2020 года, то есть с 45 лет.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 9, 11 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
При этом, согласно ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" г ражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В примечании к ст.35 указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст.37 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Согласно ст.33 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, действовавшим до 01.01.2022 года, утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п.100 указанного Перечня, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 1 февраля 1998 года, применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года N 237-р, с 1 февраля 1998 года применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582, и с 21 октября 2015 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074.
Согласно указанным Перечням, истец Гук Е.П. в период с 15.08.1994 года по 29.05.1996 года проживала в населенном пункте с.Лысые Брянской области, относящемся к зоне отселения; в период с 26.09.1990 года по 24.06.1994 года, с 16.02.1995 года по 31.05.1995 года, 12.09.1998 года по 11.11.2002 года, с 12.11.2002 года по 11.01.2005 года работала на территории Новозыбковского района Брянской области, относящегося к зоне отселения.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств у истца возникает право на пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть при достижении возраста 48 лет. Соответственно, оснований для установления истцу пенсии с 12.03.2020 года - при достижении возраста 45 лет, не имелось. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отмене решения суда первой инстанции.
Ссылки Гук Е.П. в исковом заявлении в обоснование заявленных требований кроме положений Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на позицию 23307000-17541 Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, судебная коллегия находит несостоятельной.
В соответствии с позицией 23307000-17541 раздела 32 (работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием) Списка N 2 предусмотрено право на пенсию на льготных условиях работникам, занятым на работах в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварий на атомных объектах, где в соответствии с решением Правительства СССР введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств.
Из материалов дела не усматривается, что истец относится к указанной категории работников. Следовательно, ссылка на указанные положения закона является ошибочной.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 21 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гук Е.П. к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.