Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей Климовой С.В, Жолудовой Т.В, с участием прокурора Морозовой Е.П, при помощнике судьи Волгине Г.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ДТСЗН г. Москвы на решение Басманного районного суда города Москвы от 30 августа 2021 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы от 08 декабря 2020 года N 5027-132385/2020 о выплате фио компенсации за самостоятельное приобретенное TCP в размере сумма, взыскать с Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в пользу фио невыплаченную часть компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Останкинский межрайонный прокурор города Москвы, действуя в интересах фио, порядке ст. 45 ГПК РФ 23.03.2021 обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы), Управлению социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН СВАО г. Москвы) о признании незаконным решения УСЗН СВАО г. Москвы от 08.12.2020 о выплате фио компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, взыскании с ДТСЗН г. Москвы недополученной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере сумма, мотивируя обращение тем, что фио является инвалидом 2 группы, которому в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПРА) предусмотрено предоставление технического средства в виде чехла на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) и которое 19.11.2020 им приобретено самостоятельно по цене сумма, 20.11.2020 фио через ГБУ города Москвы Территориальный центр социального обслуживания "Алексеевский" (далее - ГБУ ТСЦО "Алексеевский") обратился к ответчикам по вопросу выплаты компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации инвалида и решением УСЗН СВАО г. Москвы размер компенсации определен в сумме сумма, что является незаконным, нарушающим право инвалида на социальную защиту, поскольку техническое средство реабилитации инвалида приобретено фио по цене, соответствующей информации о его стоимости, размещенной на официальном сайте ФСС РФ, в связи с чем компенсация подлежала выплате ему в полном объеме.
В судебном заседании прокурор и истец требования поддержали, представители ответчиков иск не признали, представитель третьего лица ГБУ ТСЦО "Алексеевский", привлеченного к участию в деле определением суда от 20.05.2021 (л.д. 94), полагал требования необоснованными, третье лицо Минтруд России, привлеченное к участию в деле определением суда от 23.06.2021 (л.д. 102), в судебное заседание не явилось, направило письменный отзыв на иск, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 152-155).
30.08.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ДТСЗН г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Кисловой И.М, поданной в суд 30.09.2021.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ДТСЗН г. Москвы по доверенности Кислова И.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, представители ответчика УСЗН СВАО г. Москвы по доверенности Нурмухамедов Р.Ш. и третьего лица ГБУ ТСЦО "Алексеевский" по доверенности Калашник Н.К. полагали жалобу обоснованной, прокурор Морозова Е.П. и истец фио против удовлетворения жалобы возражали, третье лицо Минтруд России в судебное заседание не явилось.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, что фио, паспортные данные, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию опорно-двигательного аппарата, установленной бессрочно (л.д. 92) и 07.12.2016 ему выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРА), в соответствии с которой ему показаны технические средства реабилитации и услуг по реабилитации (ТСР), исполнителем которых указан орган социальной защиты (ДТСЗН г. Москвы); данная программа предусматривает в качестве технического средства реабилитации, в том числе чехол на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) 1 шт. в год (л.д. 9-14).
16.07.2020 фио обратился в ГБУ ТСЦО "Алексеевский" с заявлением, в котором просил сообщить о размере компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, в том числе в виде чехла на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый), поскольку на сайте ДТСЗН г. Москвы такая информация отсутствует (л.д. 15), в ответе от 06.08.2020 истцу сообщено, что размер такой компенсации составляет сумма согласно контракту от 20.08.2018 N 137, заключенному ГУ - Липецкое РО ФСС РФ (л.д. 88).
19.11.2020 фио самостоятельно приобрел чехол на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) у ИП фио стоимостью сумма (л.д. 41-42) и 20.11.2020 обратился в ГБУ ТСЦО "Алексеевский" с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, в котором указал, что на интернет-сайте ГУ - Московское РО ФСС РФ имеется информация об осуществлении закупки указанного ТСР по цене сумма по госконтракту от 18.08.2018 (л.д. 36-37).
Решением ГБУ ТСЦО "Алексеевский", утвержденным УСЗН СВАО г. Москвы 08.12.2020, размер подлежащей выплате фио компенсации определен в сумме сумма (л.д. 44).
Так, истцом представлены сведения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которым ГУ - МРО ФСС РФ с ФГБУ МСЭ России заключен контракт N 17710030933180000454 от 13.08.2018 на сумму сумма, который исполнен 04.10.2018 и по которому приобретены, в том числе 2 чехла на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) стоимостью по сумма (л.д. 49-72, 113-117).
Возражая против удовлетворения требований, ответчик ссылался на сведения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которым ГУ - Липецкое РО ФСС РФ с ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (филиал Липецкий) заключен контракт N 1482600297918000141 от 20.08.2018 на сумму сумма на приобретение чехлов на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) стоимостью по сумма, который расторгнут соглашением сторон от 17.12.2018 (л.д. 118-121), а также на разъяснение Минтруда России от 17.02.2020, в котором указано, что при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР возможно использование сведений о государственных контрактах на закупку ТСР, которые были расторгнуты по соглашению сторон и имеют статус "исполнение прекращено" при условии отсутствия в отношении таких контрактов неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами (л.д. 123-124).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, которым утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований полагать, что фио при самостоятельном приобретении технического средства реабилитации в виде чехла на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) и при обращении к ответчику с заявлением о выплате компенсации за его приобретение не соблюден установленный указанными нормативными актами порядок, не имеется.
Так, Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (далее - Порядок).
Положения п. 4 указанного Порядка предусматривают, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (абз. 1).
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абз. 2). В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации (абз. 3). В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки
технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (абз. 4).
Информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг также размещается в официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна содержать следующие сведения: вид технического средства реабилитации в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н, закупленного уполномоченным органом; вид услуги в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р; стоимость конкретного вида технического средства реабилитации и (или) услуги в рамках заключенного уполномоченным органом государственного контракта на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг; ссылка на заключенный уполномоченным органом государственный контракт и исполненный сторонами в полном объеме по конкретному виду технического средства реабилитации и (или) услуги, включенный в реестр контрактов, который размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (абз. 7); для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченной за счет собственных средств услуги не учитывается информация о закупках однородных товара, работы, услуги, проведенных уполномоченным органом, в отношении которых применялись антидемпинговые меры в соответствии с законодательством Российской
Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (абз. 8).
Учитывая, что на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещена информация о заключении ГУ - Московское РО ФСС РФ контракта от 13.08.2018, предусматривающего приобретение чехла на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) стоимостью по сумма и его исполнении 04.10.2018, то приобретение фио 19.11.2020 указанного ТСР на сумму сумма соответствует правилами, установленным в п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н.
Ссылка апелляционной жалобы ответчика на разъяснения Минтруда России от 17.02.2020, в которых указано, что завершенной процедурой осуществления закупки ТСР считается также расторжение государственного контракта по соглашению сторон, который имеет статус "исполнение прекращено" при условии отсутствия в отношении такого контракта неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных им, в связи с чем последней по времени осуществления при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное истцом ТСР является государственный контракт ГУ - Липецкое РО ФСС РФ от 20.08.2018, предусматривающий приобретение чехла на культю верхней конечности из полимерного материала (силиконовый) стоимостью сумма, при его расторжении 17.12.2018 по соглашению сторон без выплаты неустоек (штрафов, пеней), не влечет отмену решения суда и отказ в удовлетворении заявленных требований, поскольку сведений о том, что такая информация о статусе контракта "исполнение прекращено" (а не завершено согласно п. 4 Порядка) до приобретения ТСР была доведена до фио или была размещена для доступного информирования инвалидов, в том числе на официальном сайте ответчика, не представлено, в связи с чем выводы суда о наличии у истца информации о последней по времени осуществления закупке ТСР как последней завершенной процедуре осуществления закупки технического средства реабилитации (по заключенному уполномоченным органом государственному контракту, обязательства по которому исполнены сторонами контракта в полном объеме) как основания определения размера компенсации является правильными.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено, правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда города Москвы от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ДТСЗН г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.