Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Пильгановой В.М, при секретаре Джемгирове М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Тамазян С.К. на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 30 июля 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Тамазян Стеллы Карленовны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области об установлении юридического факта, о перерасчете пенсии, удовлетворить частично, обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в общий трудовой стаж Тамазян Стеллы Карленовны для перерасчета пенсии период работы с 15.02.1995 по 10.03.1996, в остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Тамазян С.К. 13.12.2019 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 1 л.д. 72-73) просила об установлении факта работы в тресте "Орджтрансстрой" (в дальнейшем - АО "Кавтрансстрой") в должности юрисконсульта в период с 01.01.1995 по 31.12.1996, обязании включения указанного периода в страховой стаж и перерасчете страховой пенсии по старости с момента возникновения права на нее по достижении возраста 55 лет, т.е. с 27.06.2019, мотивируя обращение тем, что 21.06.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", однако решением от 20.09.2019 в назначении страховой пенсии по старости ей было отказано ввиду недостижения необходимого возраста и отсутствия требуемого стажа, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права, поскольку страховой стаж подтвержден необходимыми документами.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
30.07.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении требований просит истец Тамазян С.К. по доводам своей апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом апелляционного рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, апелляционным определением которой от 16.11.2020 решение Лефортовского районного суда города Москвы от 30.07.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тамазян С.К. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2021 по кассационной жалобе Тамазян С.К. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.11.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т. 1 л.д. 213-220).
При повторном рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.07.2021 решение Лефортовского районного суда города Москвы от 30.07.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тамазян С.К. - без удовлетворения (т. 1 л.д. 257-262).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2021 по кассационной жалобе Тамазян С.К. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.07.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т. 2 л.д. 18-29).
При новом рассмотрении дела в заседании судебной коллегии истец Тамазян С.К. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Ноздря А.И. против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Тамазян С.К. о перерасчете пенсии с 27.06.2019.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тамазян С.К, паспортные данные, имеющая ребенка паспортные данные (т. 1 л.д. 41), 21.06.2019 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области N 9/293 от 20.09.2019 Тамазян С.К. отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку заявитель не достигла возраста 55 лет и 6 месяцев, установленного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" (с учетом приложения N 6 к Федеральному закону от 27.09.2018 N 350), а также ввиду отсутствия у заявителя необходимого стажа 37 лет, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях", поскольку такой стаж составил 36 лет 03 месяца 04 дня (т. 1 л.д. 7).
Так, согласно ответу ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от 28.11.2019 при определении права на пенсию Тамазян С.К. учтены периоды ее работы: с 01.10.1981 по 20.05.1982, с 29.06.1982 по 23.09.1982, с 06.12.1982 по 22.06.1984, с 12.07.1984 по 11.06.1986; с 12.06.1986 по 07.04.1993, с 08.04.1993 по 14.02.1995, с 11.03.1996 по 22.07.1996, с 23.06.1996 по 30.09.2012, с 12.10.2012 по 31.08.2013, с 02.09.2013 по 30.09.2014 и с 01.10.2014 по 20.06.2019 (т. 1 л.д. 43), а из ответа от 20.02.2020 следует, что период с 15.02.1995 по 10.03.1996 в страховой стаж не включен, поскольку согласно архивной справке от 26.08.2019 N 1182 в указанный период истец находилась в отпуске по уходу за ребенком и такой период не подлежит включению в страховой стаж для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400, а сведений о периоде работы с 01.01.1995 по 31.12.1996 в тресте "Орджтрансстрой" в индивидуальном лицевом (персоницифированном) счете отсутствуют.
Также из материалов дела следует, что страховая пенсия по старости назначена Тамазян С.К. с 27.12.2019, т.е. по достижении возраста 55 лет и 6 месяцев на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" согласно заявлению истца от 09.12.2019 (т. 1 л.д. 74).
Из трудовой книжки Тамазян С.К. следует, что в период с 08.04.1993 по 22.07.1996 она работала в Минераловодском предприятии "Автотехобслуживание" (т. 1 л.д. 8-27) и согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в качестве работодателя истца в данный период указано Минераловодское предприятие "Автотехобслуживание" (т. 1 л.д. 44-47).
09.09.2019 на обращение ответчика из Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края поступила архивная справка от 26.08.2019 N 1182, которой подтверждено, что в период с 08.04.1993 по 23.07.1996, а также с 01.12.1997 по 01.08.1998 Тамазян С.К. работала юрисконсультом на Предприятии комплексного транспортного обслуживания народного хозяйства "Автотрансобслуживание", при этом с 15.02.1995 по 15.08.1996 ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, из которого она была отозвана с 11.03.1996 (т. 2 л.д. 39-40).
Также из материалов дела следует, что 22.08.2019 ответчику предоставлена справка АО "Кавтрансстрой", в которой указано, что с 01.01.1995 по 31.12.1996 Тамазян С.К. работала в тресте "Орджтрансстрой" (АО "Кавтрансстрой") (т. 1 л.д. 48).
По запросу суда АО "Кавтрансстрой" направил справку, подтверждающую работу Тамазян С.К. в СУ-130 треста "Орджтрансстрой" в должности юрисконсульта по совместительству с 01.01.1995 по 31.12.1996, которая составлена на основании личной карточки с указанием, что иные документы не сохранились (т. 1 л.д. 138-146).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 8, 22, 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о наличии оснований для включения в общий трудовой стаж для перерасчета пенсии периода работы Тамазян С.К. с 15.02.1995 по 10.03.1996 и исходил из того, что факт работы истца по совместительству в указанный период в СУ-130 треста "Орджтрансстрой" (АО "Кавтрансстрой"), совпадающий с периодом работы в Минераловодском предприятии "Автотехобслуживание", подтвержден справкой работодателя и личной карточкой работника, при этом указал, что при наличии такой справки оснований для установления юридического факта в порядке ст.ст. 264, 265 ГПК РФ не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований Тамазян С.К. об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с 27.06.2019, суд первой инстанции исходил из того, что документы о работе истца по совместительству в СУ-130 треста "Орджтрансстрой" представлены только при разрешении спора в суде и не были предметом рассмотрения пенсионного органа при определении права на пенсию, с заявлением о перерасчете пенсии с учетом указанного периода истец к ответчику не обращалась, в связи с чем правовых оснований для перерасчета пенсии с 27.06.2019 не имеется.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не подтверждается материалами дела и не основан на положениях пенсионного законодательства.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01.01.2019 на основании Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), а в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 8 указанного закона условиями назначения пенсии является также продолжительность страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с применением положений ст. 35 указанного закона о переходных положениях).
При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Кроме того, с 01.01.2019 Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ дополнена ч. 1.2, которая устанавливает, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а положения ст. 13 этого же Федерального закона о порядке исчисления страхового стажа дополнены частью 9, которая устанавливает, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 настоящей статьи.
Так, положения ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусматривали, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; в п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ не предусматривают включение в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а часть 2 ст. 12 устанавливает, что периоды, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 настоящего Федерального закона.
При таких данных, для определения продолжительности страхового стажа на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет (для женщин) в него включаются только периоды непосредственно работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также периоды временной нетрудоспособности, иные же периоды (в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности - п. 3 ч. 1 ст. 12) в страховом стаже для определения права для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ не учитываются независимо от того, что ранее действовавшим законодательством такие периоды подлежали включению в страховой (трудовой, общий) стаж.
В силу ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 настоящего Кодекса, положения ст. 287 которой предусматривают, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
В спорный период 1995-1996 годов действовали положения Кодекса законов о труде Российской Федерации, ст. 253 которого было предусмотрено, что законодательством могут устанавливаться особые условия труда работников, занятых на сезонных и временных работах, совместителей, надомников, а также лиц, работающих у граждан по договорам (контрактам) (домашних работниц и других), и порядок работы по совместительству был урегулирован Постановлением Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 "О работе по совместительству", которым разрешалась рабочим и служащим работа по совместительству на том же или другом предприятии (в объединении), в учреждении, организации и предусматривалось, что для работы по совместительству согласия администрации и профсоюзного комитета по месту основной работы не требуется. Ограничения на совместительство могут вводиться руководителями предприятий (объединений), учреждений и организаций совместно с профсоюзными комитетами лишь в отношении работников отдельных профессий и должностей с особыми условиями и режимом труда, дополнительная работа которых может повлечь за собой последствия, отражающиеся на состоянии их здоровья и безопасности производства. Ограничения также распространяются на лиц, не достигших 18 лет, и беременных женщин.
Таким образом, выполнение работы по совместительству относится к периодам, указанным в ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для включения в страховой стаж.
Порядок установления страховых пенсий установлен в ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения ч. 6 которой устанавливают, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, их назначения (установления) и перерасчета их размера, правила выплаты страховой пенсии, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии 21.06.2019 действовал приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 22 которого предусматривал, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР, в том числе дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе, приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в
установленный срок документов, необходимых для установления пенсии.
Из материалов дела следует, что справка N 55 от 16.08.2019 о работе Тамазян С.К. с 01.01.1995 по 31.12.1996 в тресте "Орджтрансстрой" (переименовано в АО "Кавтрансстрой") зарегистрирована ответчиком 22.08.2019 (т. 1 л.д. 48), запрос же о подтверждении работы истца в тресте "Орджтрансстрой" (СУ-130) направлен ответчиком в УПФР по г. Пятигорску Ставропольского края только 17.01.2020 (т. 1 л.д. 100-101), т.е. после вынесения 20.09.2019 решения об отказе фио в назначении пенсии, при этом факт работы истца в СУ-130 треста "Орджтрансстрой" подтвержден справкой работодателя, а личная карточка формы Т-2, на основании которой она выдана, не содержит сведений о нахождении Тамазян С.К. с 15.02.1995 по 10.03.1996 в отпуске по уходу за ребенком при выполнении работы по совместительству.
При таких данных, у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что документы о работе истца по совместительству в СУ-130 треста "Орджтрансстрой" представлены только при разрешении спора в суде и не были предметом рассмотрения пенсионного органа при определении права на пенсию, в связи с чем в этой части решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Учитывая, что материалами дела подтверждена работа истца по совместительству с 15.02.1995 по 10.03.1996 в СУ-130 треста "Орджтрансстрой" в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком по основному месту работы в Минераловодском предприятии "Автотехобслуживание", то указанный период подлежит включению не только в общий трудовой стаж, но и в страховой стаж для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что включение в страховой стаж спорного периода работы Тамазян С.К. с 15.02.1995 по 10.03.1996, продолжительностью 1 год 25 дней с учетом имеющейся у истца на 27.06.2019 продолжительности страхового стажа 36 лет 03 месяца 04 дня согласно решению ответчика от 20.09.2019, образует необходимую продолжительность страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (не менее 37 лет), то вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Тамазян С.К. к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области об обязании назначить страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее, т.е. по достижении возраста 55 лет с 27.06.2019, не основан на законе, фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах и такие требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 30 июля 2020 года в части отказа в удовлетворении требований Тамазян С.К. об обязании ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области назначить страховую пенсию отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым обязать ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области назначить Тамазян Стелле Карленовне страховую пенсию по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 июня 2019 года, включив в страховой стаж период работы с 15 февраля 1995 года по 10 марта 1996 года, в остальной части решение Лефортовского районного суда города Москвы от 30 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамазян С.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.