Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Полковникова С.В, Ланина Н.А.
при помощнике судьи Герасимовой А.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имуществ города Москвы на решение Пресненского районного суда города Москвы от 21 сентября 2021 года, которым постановлено: исковые требования фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным уведомления о приостановке перерегистрации учетного дела, обязании произвести действия по перерегистрации учетного дела на основании имеющихся в распоряжении Департамента документов удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Департамента городского имущества города Москвы NДГИ-73441/21-(0)-2 от 20.04.2021 о приостановке перерегистрации учетного дела N55-01-955400-1997-0072.0.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы произвести действия по перерегистрации учетного дела N55-01-955400-1997-0072.0 на основании имеющихся в распоряжении Департамента документов.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г.Москвы об отмене решения, оформленного уведомлением от 20 апреля 2021 года, о приостановлении перерегистрации учетного дела на основании представленных документов, указывая в обоснование заявленных требований на то, что фио зарегистрирована и проживает по договору социального найма в муниципальной квартире по адресу: адрес. В указанной квартире зарегистрированы: она, вместе с членами ее семьи: дочери фио, фио, несовершеннолетние внуки фио, фио, фио, фио Семья состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997 года. 05 ноября 2020 года ДГИ г.Москвы письмом NДГИ-18826/20-(0)-1 уведомил истца о необходимости предоставления документов личного характера на фио, являющегося мужем ее дочери, фио, для перерегистрации учетного дела. Информация о наличии или отсутствии жилой площади за период с 11 июля 1991 года до начала работы учреждений Росреестра на территории соответствующего субъекта РФ в отношении фио в ДГИ г.Москвы не была предоставлена по причине того, что он не состоит на учете, не претендует на улучшение жилищных условий и не прописан в квартире.
05 ноября 2020 года ДГИ г.Москвы, письмом NДГИ-185826/20-(0)-1, уведомил истца о приостановке перерегистрации учетного дела в связи с тем, что вышеуказанные документы не были представлены. В ответ на уведомление в адрес ДГИ г.Москвы были направлены необходимые для перерегистрации учетного дела документы. 29 января 2021 года ДГИ г.Москвы письмом NДГИ-248336/20-(0)-2 уведомил истца о приостановке перерегистрации учетного дела, запросив новые, дополнительные документы в отношении фио В ответ на уведомление, в адрес ДГИ г.Москвы были направлены необходимые для перерегистрации учетного дела документы.
20 апреля 2021 года ДГИ г.Москвы в адрес истца направлено уведомление о приостановке перерегистрации учетного дела NДГИ-73441/21-(0)-2, содержащее требование о предоставлении новых, дополнительных документов на фио
Истец не согласен с указанным требованием, поскольку фио, в квартиру, где проживает истец совместно с остальными членами семьи, не регистрировался, на очереди на улучшение жилищных условий совместно с семьей истца не состоит.
На основании изложенного истец фио просила суд признать незаконным уведомление ДГИ г.Москвы от 20 апреля 2021 года NДГИ-73441/21-(0)-2 о приостановке перерегистрации учетного дела N53-01-955400-1997-0072.0; обязать ДГИ г.Москвы произвести перерегистрацию учетного дела на основании имеющихся документов.
Истец фио в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного, просит ответчик Департамент городского имущества г.Москвы по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, не соглашаясь с выводами суда.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о дате рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако обжалуемое решение названным требованиям закона не отвечает.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что ответчиком ДГИ г.Москвы не представлено бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих необходимость представления истцом документов в отношении фио, учитывая, что истец фио состоит на очереди по улучшению жилищных условий без фио При этом суд первой инстанции исходил из того, что ограничения при предоставлении жилых помещений жителям г.Москвы из жилищного фонда или оказании помощи в приобретении в собственность жителями г.Москвы жилых помещений должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с обжалуемым решением, так как выводы суда первой инстанции не могут быть признаны правильными, как отвечающие требованиям ч.1 ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, поскольку указанные выводы, к которым суд пришел при разрешении настоящего гражданского дела противоречат нормам материального права, а также установленным по делу юридически значимым обстоятельствам.
Согласно п.2 и п.6 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст.13 ЖК РФ определение условий и порядка постановки на жилищный учет, порядка ведения жилищного учета и предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта Российской Федерации отнесено к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
С 28 сентября 2008 года порядок учета в целях реализации городских жилищных программ граждан определен Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП.
Согласно п.4.4. данного Порядка критерием определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
Порядок и условия принятия граждан в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлены Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 29 в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу п.6 ст.16 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29, непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.
Согласно п.3 ст.16 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29, не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти г.Москвы проводит перерегистрацию жителей г.Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.
В соответствии с п.4 ст.16 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29, проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет.
Перерегистрация осуществляется в соответствии с Порядком осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет (утвержден Приказом ДГИ г.Москвы от 05.07.2017 N 169, далее - Порядок).
Согласно Порядку для перерегистрации учетного дела необходимо представить комплект документов на всех граждан, зарегистрированных по месту жительства, независимо от того, состоят ли они на жилищном учете или нет, а также их супругов и несовершеннолетних детей, зарегистрированных по другим адресам, в том числе вне Москвы (при наличии).
В соответствии с п.7.1.2 Порядка, основанием для приостановления перерегистрации является необходимость уведомления заявителя о представлении не предоставленных гражданами, принятыми на жилищный учет до 01 марта 2005 года, документов, указанных в пунктах 4.1.1-4.1.17.6; гражданами, принятыми на жилищный учет после 01 марта 2005 года, всех документов, указанных в пунктах 4.1.1-4.1.17.6 и пунктах 4.1.18.1-4.1.18.25.
Документы, указанные в п.4.1 Порядка, предоставляются заявителем и членами его семьи (супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с гражданами принятыми на жилищный учет, в том числе вселенные ими в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда).
В силу п.2 ст.1 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29 членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем.
В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Таким образом, все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Из материалов настоящего гражданского дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что истец фио зарегистрирована и проживает с семьей из 7 человек на основании договора социального найма по адресу: адрес (ранее общежитие, оборот л.д.102-103, 31-33).
фио, фио, фио, фио состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997 года, учетное дело N55-01-955400-1997-0072.0 (л.д.42-43).
Согласно копии паспорта фио - муж фио зарегистрирован в адрес в доме 5 квартире 120 по адрес (л.д.58 об.).
05 ноября 2020 года ответчик письмом NДГИ-185826/20-(0)-1, уведомил истца о необходимости для завершения перерегистрации предоставления следующих документов:
- копию свидетельства о рождении фио (в случае получения повторного свидетельства о рождении - справку из органов ЗАГС с указанием реквизитов (даты выдачи, серии, номера) первичного свидетельства о рождении);
- справку о замене паспортов с реквизитами паспортов, имевшихся в период с 11 июля 1991 года по 04 октября 2005 года, фио с момента получения первого паспорта по 25 мая 2010 года, фио с момента получения первого паспорта по 17 марта 2011 года, фио с момента получения первого паспорта по 18 июля 2012 года;
- архивные выписки из домовых книг/справки с указанием периода проживания с прежних мест жительства фио в период с 11 июля 1991 года по 31 января 1998 года;
- в случае если фио в период с даты вступления в силу Закона РСФСР от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (11.07.1991) до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (31.01.1998) был зарегистрирован вне Москвы на территории Российской Федерации - копии справок из территориальных отделений бюро технической инвентаризации (БТИ), регистрировавших права собственности граждан на жилые помещения в вышеуказанный период, о наличии (отсутствии) жилой площади у него на праве собственности с прежних мест жительства в указанный период (количество справок должно соответствовать количеству мест проживания за указанный период) (л.д.74).
05 ноября 2020 года ответчик письмом NДГИ-178686/20-(0)-2 уведомил истца о необходимости для завершения перерегистрации предоставления вышеуказанных документов (л.д.75).
В ответ на запрос истцом в адрес ответчика были направлены следующие документы: копия свидетельства о рождении фио; справка о месте жительстве фио; справки о замене паспортов фио, фио, удостоверение многодетной семьи (л.д.70-73).
29 января 2021 года ответчик письмом NДГИ-248336/20-(0)-2 уведомил истца о необходимости для завершения перерегистрации предоставления следующих документов:
- справку из органов ЗАГС с указанием реквизитов (даты выдачи, серии, номера) первичного свидетельства о рождении фио;
- справку о замене паспортов фио с реквизитами паспортов, имевшихся в период с 11 июля 1991 года по 04 октября 2005 года, фио с момента получения первого паспорта по 07 апреля 2009 года;
- копию справки о наличии/отсутствии у фио прав собственности, зарегистрированных в период с 11 июля 1991 года по 23 января 1998 года, на жилые помещения по его прежнему месту жительства - из территориального отделения, регистрировавшего права собственности граждан на жилые помещения в указанный период, бюро технической инвентаризации (БТИ) по адрес.
При наличии жилых помещений, в отношении которых фио обладает правом собственности, необходимо будет представить копии правоустанавливающих или правоподтверждающих документов (свидетельство о праве на наследство, договоры купли-продажи, дарения, передачи квартиры в собственность граждан, свидетельство о государственной регистрации права и т.д.), содержащих сведения о площади жилого помещения, включающей площадь балконов, лоджий, веранд или террас (при наличии), общей площади без площади помещений вспомогательного использования (л.д.63).
В ответ на запрос истцом в адрес ответчика были направлены следующие документы: справка об отсутствии права собственности фио; справка о замене паспортов фио, справка о замене паспортов фио, справка о рождении фио, копии паспортов (л.д.46-62).
20 апреля 2021 года ответчик письмом NДГИ-73441/21-(0)-2 (л.д.44) уведомил истца о необходимости для завершения перерегистрации предоставления следующих документов:
- справку с места жительства фио с указанием площади жилого помещения (включающей площадь балконов, лоджий, веранд или террас), общей площади (без площади помещений вспомогательного использования), жилой площади, количества комнат в жилом помещении, количества зарегистрированных в нем граждан и родственных отношений между ними (финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, единый жилищный документ или др.);
- архивные выписки из домовых книг/справки с указанием периода проживания с прежних мест жительства фио в период с 23 января 1998 года по 23 октября 2007 года;
- в случае если фио в период с 23 января 1998 года до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (31.01.1998) был зарегистрирован вне Москвы на территории Российской Федерации - копии справок из территориальных отделений Бюро технической Инвентаризации (БТИ), регистрировавших права собственности граждан на жилые помещения в вышеуказанный период (кроме из адрес - справка представлена), о наличии (отсутствии) жилой площади у него на праве собственности с прежних мест жительства в указанный период (количество справок должно соответствовать количеству мест проживания за указанный период).
Заявителю также сообщено, что во всех субъектах РФ учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были созданы к моменту вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. До даты начала фактической работы таких учреждений юстиции по государственной регистрации прав, в указанных субъектах РФ права собственности регистрировались в прежнем порядке в территориальных отделениях БТИ.
Таким образом, справка о наличии (отсутствии) жилой площади на праве собственности с прежних мест жительства должна содержать информацию за период с 11 июля 1991 года до даты начала работы учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствующем субъекте РФ, дату о создании которого можно уточнить на Официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru.
Также указано, что в соответствии с требованиями п.7.6 Приказа ДГИ г.Москвы перерегистрация учетного дела будет проведена в установленном порядке, после получения требуемых документов.
Приведенными нормами действующего законодательства установлено, что перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений заявитель проходит перерегистрацию для проверки оснований такого предоставления. Перерегистрация осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения наличия оснований предоставления. В качестве такого основания в настоящем деле выступает то, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности. При этом супруг дочери заявителя является членом ее семьи вне зависимости от места своего жительства. Документы, указанные в п. 4.1 Порядка, предоставляются заявителем и членами его семьи. Непредоставление документов, необходимых для перерегистрации, влечет приостановление перерегистрации.
Документы о жилищной обеспеченности фио супруга фио, которая стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с матерью фио, необходимы для определения уровня жилищной обеспеченности семьи фио
Согласно п.5 ст.16 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N29, при выявлении в ходе перерегистрации жителей г.Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решение о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
Таким образом, требования о предоставлении недостающих документов не противоречат действующему законодательству. Права и законные интересы истца не нарушены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем не предоставлен полный пакет документов необходимых для проведения перерегистрации, то у ответчика отсутствовала возможность по перерегистрации учетного дела.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований фио об отмене решения, оформленного уведомлением от 20 апреля 2021 года, о приостановлении перерегистрации в связи с недостающими документами, обязании ДГИ г.Москвы произвести перерегистрацию учетного дела на основании представленных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 21 сентября 2021 года отменить.
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества города Москвы об отмене решения, оформленного уведомлением от 20 апреля 2021 года, о приостановлении перерегистрации в связи с недостающими документами, обязании ДГИ г.Москвы произвести перерегистрацию учетного дела на основании представленных документов - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.