Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
судей Раскатовой Н.Н, Кочергиной Т.В, при ведении протокола помощником Азаровой А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Чернышевой В.В. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 19 октября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чернышевой В*В*, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ж*М*А*, в Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Чернышева В.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ж* М.А, обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Исковые требования мотивированы тем, что 26 апреля 2021 года ответчиком Департаментом городского имущества г. Москвы было отказано в предоставлении истцу государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в связи с тем, что зарегистрированный совместно с истцом Чернышевой В.В. и ее дочерью Ж* М.А. по месту жительства в квартире по адресу: ***, К* А.А. не проживает в г.Москве на законных основаниях не менее 10 лет. Ссылаясь на то, что с заявлением о постановке на учет обратилась только Чернышева В.В. с указанием в качестве члена своей семьи Ж* М.А, а остальные прописанные в квартире лица не являются членами ее семьи, истец просила суд признать решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" N 33-5-37342/21-(0)-1 от 26 апреля 2021 года незаконным; возложить на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность принять решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Чернышеву В.В. и Ж* М.А.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца по доверенности и ордеру адвокат Барташ Н.Б. заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Пак И.Р. просила в иске отказать по доводам письменных возражений.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Чернышева В.В.
В заседание судебной коллегии явилась представитель истца Чернышевой В.В. по доверенности Барташ Н.Б, которая доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, иск удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Полагая возможным рассмотреть дело в их отсутствие, п роверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что истец Чернышева В.В. (Ж*) в составе семьи из 7 человек (она, Ж* М.А, К* Ю.А, К* А.А, К* П.А, К* К.А, К* К.А.) зарегистрированы и проживают по месту жительства в комнате в коммунальной квартире по адресу: ***, собственниками которой по ? доли в праве собственности каждый являются К* Ю.В. и Чернышева В.В.
Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 26 апреля 2021 года истцу Чернышевой В.В. было отказано в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку К* А.А. не проживает на территории г. Москвы по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Не согласившись с данным отказом, истец ссылается на то, что с заявлением о принятии на жилищный учет она обратилась, указав состав своей семьи из двух человек (Чернышева В.В, дочь Ж* М.А.), и что семья К* является отдельной семьей.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ч.1 ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 1, 7, 8, 9 Закона города Москвы N29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", п.п.4.4, 4.6 Порядка ведения и формирования учетных дел, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09 сентября 2008 N815-ПП, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Полагая, что отсутствуют основания для признания незаконным отказа Департамента городского имущества г.Москвы в постановке семьи истца на жилищный учет, суд верно исходил из того, что в соответствии с п.п.4.4, 4.6 Порядка ведения и формирования учетных дел, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 09 сентября 2008 N815-ПП, принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается.
Согласно действующему жилищному законодательству для признания истца с дочерью отдельной семьей от иных зарегистрированных по одному адресу лиц, указанные граждане должны занимать в квартире отдельные жилые помещения, то есть комнаты, на основании отдельных договоров (социального найма, найма, безвозмездного пользования, коммерческого найма и пр.) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения, в остальных же случаях лица, проживающие в одном жилом помещении (комнате), признаются членами одной семьи.
Как предусмотрено ч.3 ст. 7 Закона г.Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, между тем К* А.А. до 2016 года являлся гражданином Республики Б*, проживает на территории г.Москвы на законных основаниях менее 10 лет.
В этой связи суд пришел к выводу, что при вынесении оспариваемого решения у Департамента городского имущества г.Москвы имелись основания для отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку один из членов семьи заявителя не отвечает установленным ч. 3 ст. 7 Закона города Москвы N29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска соглашается.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что К* А.А. членом семьи истца не является и не претендовал на принятие на жилищный учет совместно с Чернышевой В.В. и ее дочерью, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
Так, согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ч.2 ст.1 Закона города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Порядок ведения и формирования учетных дел по всем категориям жилищного учета утвержден постановлением Правительства Москвы от 09 сентября 2008 N815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ".
Согласно п.4.1 данного Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в п.2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
В соответствии с п.4.4 Порядка критерием, определяющим единицу учета является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома).
Как предусмотрено п.п.4.5, 4.6 Порядка, основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства, поданное в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП, по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято решение о принятии граждан на жилищный учет.
Включение в учетное дело состоящих на учете граждан, включенных в списки нуждающихся в жилых помещениях, сформированное в отношении жилого помещения, граждан, не состоящих на жилищном учете, вселенных в данное жилое помещение и (или) проживающих в нем по месту жительства, не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в такое жилое помещение.
Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается. В случае вселения в установленном порядке новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, и рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан, проживающих в таком жилом помещении, изменения в сформированное учетное дело не вносятся.
Принятие на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого сформировано учетное дело, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений".
При принятии Департаментом городского имущества города Москвы решения о принятии на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, как членов одной семьи формируется новое учетное дело.
С учетом приведенных положений, принятие на жилищный учет и формирование учетного дела возможно лишь на основании заявлений всех граждан, проживающих в жилом помещении в качестве членов одной семьи, а принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в жилое помещение, в отношении которого уже сформировано учетное дело.
Как видно из материалов дела, истец Чернышева В.В, ее дочь Ж* М.А, сестра К* Ю.А, зять К* А.А, племянники К* П.А, К* К.А. и К* К.А. зарегистрированы и проживают по месту жительства в одной комнате в коммунальной квартире по адресу: ***, собственниками комнаты по ? доли в праве собственности каждый являются К* Ю.В. и Чернышева В.В, отдельных жилых помещений в квартире указанные лица не занимают, в связи с чем они не могут быть признаны разными семьями в целях, предусмотренных жилищным законодательством, так как для постановки на жилищный учет факт ведения ими раздельного хозяйства, наличия отдельного бюджета и источников дохода не имеет какого-либо правового значения. Единственным критерием для признания граждан разными семьями в целях принятия на жилищный учет является факт занятия ими на законных основаниях отдельных жилых помещений в квартире, чего в рассматриваемом случае судом объективно не установлено.
Кроме того, судом первой инстанции справедливо отмечено, что истец Чернышева В.В, ее сестра К* Ю.В, зять К* А.А. прибыли по месту настоящего жительства с одного адреса: ***, что также подтверждает то, что истец и К* А.А. являются членами одной семьи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт проживания К* А.А. на законных основаниях на территории г.Москвы менее 10 лет не отвечает предусмотренным ст. 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения условиям для признания их нуждающимися в жилых помещений, оснований для признания отказа Департамента городского имущества г.Москвы в принятии семьи истца на жилищный учет у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, и обстоятельств, опровергающих выводы суда, нуждающихся в дополнительной проверке.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чернышевой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.