Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей М.М. Моргасова и С.И. Коневой, при секретаре Ю.Е. Щербаковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.М.Моргасов административное дело (N в первой инстанции 2а-317/22) по апелляционной жалобе З.И.А. на решение Перовского районного суда города Москвы от 28 мая 2021 г., которым отказано в удовлетворении административного иска З.И. А. к Объединенному военному комиссариату Перовского района г.Москвы о признании решения призывной комиссии незаконной, обязании выдать военный билет
УСТАНОВИЛА:
З.И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Объединенному военному комиссариату Перовского района г.Москвы о признании решения призывной комиссии незаконной, обязании выдать военный билет, указав, что 05 февраля 2008 г. встал на воинский учет в Объединённый военный комиссариат Перовского района г.Москва и получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии МА N... По достижении 27-летнего возраста обратился в отдел военного комиссариата о выдаче военного билета. Призывная комиссия признала З.И.А. ограниченно годным для прохождения военной службы и зачислила в запас как не прошедшего военную службу по призыву. При этом выдали справку в замен военного билета серии АС N... от 09.12.2020.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении требований.
Об отмене данного судебного постановления как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит З.И.А, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Административный истец З.И.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности С.О.В. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лег, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п. 1.1 статьи 28 Закона при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетноалфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Согласно Положения "О призыве на военную службу граждан РФ", постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. N663 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Согласно указанного Положения, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (п.6).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке (п.7).
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.10).
Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки (п.11).
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности (п.12).
Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998г. N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросам организации призыва на военную службу посвящена статья 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п.3 ст.26 Федерального закона N53-Ф3 на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона N53-Ф3 граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, Обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководи гелями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Судом установлено, что в 2008 году З.И.А. под роспись был извещен о явке в военный комиссариат Перовского района по вопросам первоначальной постановки на воинский учет, назначенной на 24.01.2008 г. (л.д. 40).
В удостоверении гражданина, подлежавшего призыву на военную службу, З.И.А. принят на учет 05 февраля 2008 г. объединенным военным комиссариатом Перовского района г. Москвы (л.д.15).
Далее З.И.А. неоднократно направлялись извещения о явке в военный комиссариат по Перовскому району г. Москвы), что подтверждается материалами дела. В назначенные даты и время административный истец в военный комиссариат по Перовскому району г.Москвы не являлся. Также неоднократно составлялись акты об отказе в получении повестки.
Согласно рапорта УУП ОМВД по району Новокосино г. Москвы 25 сентября 2013 г. дверь по месту жительства З.И.А. не открыли (л.д. 45).
По месту жительства З.И.А. направлялась повестка о явке в военный комиссариат 12 сентября 2013 г, обращение о явке до 30 сентября 2014 г. (л.д. 32, 33).
З.И.А. вызывался в военный комиссариат Перовского района г. Москвы на 04 декабря 2014 г, 12 марта 2015 г. 07 июня 2017 г. (л.д. 40, 44).
10 декабря 2016 г. и 30 ноября 2016 г. составлен акт об отказе З.И.А. от получения повестки (л.д. 41, 42, 43).
26 февраля 2016 г. З.И.А. выдан диплом МАИ (Национальный исследовательских университет) г. Москвы по специальности инженер, специальность самолето - и вертолетостроение (л.д. 16). Отсрочки от призыва на время учебы не имел.
Согласно представленной административным истцом копии трудовой книжки, с 30 марта 2016 г. З.И.А. не работает.
Приказом военного комиссариата Перовского района г. Москвы от 22 февраля 2018 г. З.И.А, не прошедший военной службы не имея законных оснований, зачислен в запас (л.д. 31).
Согласно приказа от 27 февраля 2018 г. военного комиссариата Перовского района г. Москвы З.И.А, не прошедшему службу по призыву, достигшему возраста 27 лет присвоено воинское звание "рядовой" (л.д. 30).
30 октября 2017 г. руководителем межрайонного следственного отдела СУ по Восточному округу г. Москвы З.И.А. по месту жительства направлялось письмо с разъяснением действующего законодательства, в котором сообщалось о необходимости прибыть в военный комиссариат 15 ноября 2017 г. (л.д. 35, 36).
16 ноября 2020 г. З.И.А. обратился в военный комиссариат Перовского района г. Москвы с заявлением о выдаче справки взамен военного билета (л.д.28).
Таким образом, установленные по делу обстоятельства безусловно свидетельствуют о том, что З.И.А. надлежащим образом систематически извещался о необходимости явиться в военный комиссариат, от чего систематически уклонялся, не прошел военную службу по призыву в связи с уклонением от нее, а не по независящим от него причинам.
При таких обстоятельствах суд считает, что административный ответчик предпринял возможные меры по уведомлению истца о прибытии в период призывной комиссии для прохождения военного призыва, как почтовыми отправлениями, так и через органы МВД.
По указанным повесткам в отдел военного комиссариата города Москвы по Перовскому району города Москвы Восточного административного округа города Москвы не являлся, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства или места пребывания не сообщал.
Документов дающих право на отсрочку или освобождения от призыва на военную службу па основании ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не предоставлял.
Оснований для освобождения от призыва либо предоставления отсрочки за последующий период и до достижения возраста 27 лет, предусмотренных пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", у З.И.А. не имелось, при этом военную службу заявитель не прошел.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения требований З.И.А. не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении закона и надлежащем установлении обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда города Москвы от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.